Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Банальный любовный роман или нечто большее?

К 210-летию произведения Д. Остин «Гордость и предубеждение»
 
28 января 1813 года увидел свет самый известный роман английской писательницы Джейн Остин «Гордость и предубеждение», который сразу стал популярным и никогда уже не выходил из моды. Это одна из любимых книг британцев, выдержавшая невероятное количество переизданий, воплощений, продолжений и, можно сказать, существующая на подкорке британской культуры точно так же, как и произведения Шекспира.
 
Все это потому, что знаменитая книга Остин, которую многие считают банальным любовным романом со счастливым концом, оказалась гораздо сложнее. Произведение, к слову, написано в жанре романа нравов. Поэтому любовная линия романа — это лишь внешний сюжет, который дал возможность автору затронуть острый социальный вопрос — гендерное неравенство женщин в английском обществе того времени. Роман также можно рассматривать и как остроумнейшую комедию, и как подростковую историю взросления, и как философскую притчу. Каждый выбирает для себя тему, которая ему ближе.
 
По сути, в основе «Гордости и предубеждения» переработанная комедия положений: герои не те, кем кажутся, или это мы вслед за персонажем-рассказчиком видим их не теми, кто они есть на самом деле. Одним словом, надо прозреть, чтобы обнаружить суть вещей и людей.
 
Удивительное совпадение: в тот же год, когда Джейн Остин закончила первую редакцию своей книги, Гёте в Берлине выпустил «Годы учения Вильгельма Мейстера» — первый в истории роман воспитания. Через сюжет и того и другого произведения проходит главная мысль: человек не приходит в этот мир готовеньким, а становится личностью, только преодолев испытания и душевные муки.
 
Сестры Беннет в романе Остин не могут устроить своего семейного счастья, потому что поначалу они к нему попросту не готовы. Только преодолев препятствия и обретя опыт, они начинают видеть истинную суть вещей. И главным персонажем для осуществления этой задачи становится, конечно, мистер Дарси, надменный и высокомерный снаружи, но благородный и честный внутри.
 
Надо сказать, что хотя Джейн Остин считается основательницей любовного романа, ничего из длинного перечня сентиментальных штампов в ее текстах вы не встретите: никаких нежных станов, романтических локонов и прочих падений в объятия. Зато в комедию ее романы превращаются без труда. Смех – истинная стихия Остин и, возможно, главная причина, побудившая ее писать.
 
Ее герои могут быть безжалостно ироничны, как Элизабет Беннет и в еще большей степени ее отец, огородившийся от глупости своих домочадцев ехидными замечаниями: «Всякой девушке несчастная любовь нравится ну лишь чуточку меньше, чем замужество. Она дает ей пищу для ума и несколько выделяет среди подруг».
 
Они нередко бывают анекдотично глупы, как миссис Беннет или мистер Коллинз. А наиболее смешны те, кто относится к себе с наибольшей серьезностью, как знатная аристократка Кэтрин де Бёр, имеющая свое мнение по каждому вопросу. Эта героиня буквально просится в «Горе от ума»: высмейте меня и весь свет со мной в придачу. Но, в отличие от Грибоедова, Джейн Остин видит для своих персонажей возможность не хлопать дверью, отдалившись от света, а найти пристанище в семейном счастье. Так что любовь у нее не только романтична, но и весьма рациональна: она объединяет тех, кто иначе остался бы совершенно одиноким в этом комичном мире.
 
Впрочем, для нее самой такой возможности не нашлось. Джейн Остин умерла в 1817 году, так и не обретя семьи, не дожив ни до славы, ни до публикации своих последних романов. После смерти писательницы сестра Кассандра сожгла почти все ее письма. По мнению исследователей творчества Остин, Кассандра считала неуместным, что мир прочтет остроумные и безжалостные замечания Джейн о знакомых и соседях.
 
К сожалению, несмотря на сумасшедшую популярность романа «Гордость и предубеждение» и снятые по нему фильмы и сериалы, а также на огромный интерес к личности писательницы, создавшей любимых во всем мире персонажей, до нас дошло слишком мало из биографического и творческого наследия Остин, чтобы мы могли узнать ее по-настоящему. Как хорошо, что этого нельзя сказать о героях ее знаменитого произведения: они достаточно полноценны и многогранны, чтобы с каждым прочтением раскрываться перед нами по-новому. Со временем сюжет книги оказывается сложнее и мудрее того, что мы замечали в нем прежде. Поэтому без преувеличения можно сказать, что роман «Гордость и предубеждение» заслужил нашу любовь навеки.
 
Рекомендуем:
В поисках сокровищ. К 140-летию романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»   
Самый увлекательный роман о дружбе. О произведении Э.М. Ремарка «Три товарища»
Виновато кино. История создания романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»