Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Идеальный герой

К 100-летию первой публикации книги В. Арсеньева «Дерсу Узала»
 
Он брался за все науки сразу: археологию, этнографию, ботанику, географию, орнитологию, ихтиологию, лингвистику. При этом у него за плечами было только двухлетнее пехотное училище. Он не был первопроходцем, но по-настоящему открыл для России и мира Уссурийский край, где бродят тигры и медведи, высятся пихты и кедры и растет целебный женьшень. Имя этого уникального человека – Владимир Клавдиевич Арсеньев.
 
В 1923 году был опубликован один из самых известных литературных трудов Арсеньева – приключенческая повесть «Дерсу Узала», которая рассказывает об исследовательской экспедиции в горные районы уссурийской тайги, совершенной автором в 1906–1907 годах. Это путевые дневники, в которых описаны исследования горных хребтов, перевалов, рек, болот и лесов Уссурийского края, а также все тяготы, лишения и опасности походной жизни.
 
Там, в горах, автор познакомился с местным жителем – охотником и рыболовом Дерсу Узала, который кочевал по тайге, спал в палатке и добывал себе пропитание меткой стрельбой. Именно этот человек стал проводником экспедиции, обучал членов отряда жизни в тайге и оберегал от опасностей, а позже послужил прототипом для главного героя знаменитой повести Арсеньева.
 
Точной даты рождения охотника не знает никто. По словам самого Дерсу, на момент встречи с экспедицией Арсеньева ему было 53 года, а его настоящее имя – Дэрчу. О национальности его до сих пор ведутся споры. По словам самого проводника, он принадлежал к гольдам, больше известным как нанайцы, – малочисленному народу, проживающему на берегах рек Амур и Уссури.
 
Что же так привлекло известного путешественника в Дерсу? По мнению Арсеньева, герой его книги – человек, идеально отвечающий самым высшим христианским критериям. Он не требует от жизни и Бога ничего лишнего, никогда не убивает животных ради развлечения, не съел ни одного лишнего куска, не сделал людям ничего дурного ради собственного благополучия и обладает, в сущности, только единственным Божьим даром – жизнью. Отсюда его естественное понимание ценности любой жизни, не только человеческой. Недаром Дерсу всех и всё вокруг называет «люди». Птицы, животные, деревья, огонь, вода в котелке – все «люди», а значит, заслуживают своего права на уважение и любовь. Дерсу ощущает себя равным с любым элементом мира, созданным Богом. Он органически не способен требовать для себя большего блага, чем маленькая птичка и даже простой цветок, и по мере своих возможностей помогает выживать всему, что его окружает. «К охране природы, к разумному пользованию ее дарами этот дикарь стоял ближе, чем многие европейцы, имеющие претензию на звание людей образованных и культурных», – писал Владимир Арсеньев, которого можно считать одним из первых российских экологов.
 
 
В начале XX века, задолго до экологического бума, когда многим казалось, что тайга неисчерпаема, ученый поставил вопрос об охране природы и усилении борьбы с браконьерством. Напомним, что именно по инициативе Владимира Клавдиевича на территории Дальнего Востока было организовано несколько первых в России заповедников.
 
Увлекательный сюжет, разворачивающийся на фоне картин природы и жизни малых народов Дальнего Востока, а также великолепный литературный язык обеспечили повести Владимира Арсеньева место в ряду лучших произведений географической и приключенческой литературы России.
 
Экранизация книги «Дерсу Узала», которую снял в 1975 году японский режиссер Акира Куросава, получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
 
 
Рекомендуем:
Магия обыденного реализма. О книге Г. Маркеса «Сто лет одиночества»
Необычайная историяК 140-летию повести Марка Твена «Принц и нищий»
Повесть для Нины. К 100-летию книги Александра Грина «Алые паруса»
Роман, покоривший сердца миллионов. К 175-летию романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
Итого – 80 дней. К 150-летию романа Жюля Верна «Вокруг света в 80 дней»