Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

В поисках сокровищ

К 140-летию романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»
 
Как и многие гениальные произведения, «Остров сокровищ» появился на свет благодаря счастливой случайности: однажды дождливым днем 1881 года Роберт Стивенсон заметил, как его пасынок — 13-летний Ллойд Осборн от нечего делать рисует карту какого-то острова. Идея написать книгу о поиске сокровищ родилась у Стивенсона мгновенно. В то время писатель был 31-летним безработным, финансово зависимым от своего отца.
 
             
 
Роберт Льюис Стивенсон рос болезненным ребенком. Он и во взрослом возрасте страдал от болезни легких, поэтому часто путешествовал в поисках места с более сухим климатом подальше от задымленного и дождливого Эдинбурга. Он жил некоторое время на севере Калифорнии, в Нью-Йорке, на французской Ривьере, а в зрелом возрасте отправился на Таити и Самоа. Его отец, строитель маяков по профессии, был разочарован, что сын не пошел по его стопам. Тем не менее он всячески поддерживал Роберта и даже помогал ему придумывать «Остров сокровищ».
 
Поначалу роман назывался «Судовой повар». Стивенсон ежедневно писал по главе, а вечером читал ее родным и друзьям. Несколько подсказанных слушателями деталей попали в книгу. «Остров сокровищ» был впервые напечатан в детском журнале «Янг Фолкс» в 1881—1882 годах под псевдонимом капитан Джордж Норт. Публикация прошла незамеченной, но когда роман вышел отдельным изданием уже под настоящей фамилией автора в 1883, 1884 и 1885 годах, он стал бестселлером.
 
Стоит отметить, что «Остров сокровищ» не чистая выдумка Стивенсона. Много фактов писатель почерпнул из записок знаменитых пиратов Г. Моргана, Ф. Дрейка и др. Местом действия романа, по мнению исследователей, стал остров Пинос, расположенный в 70 км к югу от Кубы. Своей природой, бухтами и горами, маленькими островками и сосновыми лесами, а также остатками бревенчатого форта и пещерой он точь-в-точь напоминает остров, описанный Стивенсоном. Кстати, именно Пинос более 300 лет был пристанищем для пиратов. На Острове сокровищ, как назвали его уже в XX веке, за 300 лет побывали сотни пиратов, чье награбленное добро ныне ищут многие кладоискатели.
 
В XVIII веке, когда происходит действие романа, было немало джентльменов удачи, от одних имен которых мурашки идут по коже. Время сохранило много славных кличек корсаров, одну из которых — Черная Борода — носил знаменитый Эдвард Тич, ставший прототипом капитана Флинта. Флинт, о котором то и дело впоминают персонажи романа, стал мрачным фоном книги и едва ли не главным ее героем, эдаким пиратом-невидимкой.
 
В жизни Черная Борода был двухметровым детиной незаурядной силы и завидного бесстрашия, заслуженным мастером абордажной атаки. Половину его туловища от глаз до пояса занимала черная борода. Перед абордажем пират на посошок выпивал смесь рома и пороха, поджигал запальные фитили, вплетенные в бороду, и, сунув в карманы с десяток заряженных пистолетов, в дыму прыгал на палубу чужого корабля, увлекая за собой команду. Это впечатляло всех участников действа. Имя пирата вселяло в обывателей и разбойников священный ужас. Капитан Флинт на правах преемника пользовался точно такой же славой, даже после своей кончины.
 
Неординарный персонаж романа Джон Сильвер — один из наиболее ярких образов классической литературы. Его прототипом стал друг Стивенсона — известный в то время писатель и издатель Уильям Хенли. Он был высоким, энергичным и очень обаятельным мужчиной, как и списанный с него персонаж. Кстати, свою одноногость Сильвер также унаследовал от Хенли. Уильям потерял ногу из-за осложнений после перенесенного в детстве туберкулеза. Когда роман был опубликован, Стивенсон признался в содеянном своему другу: «Твоя внешняя особенность и сила характера дали жизнь Долговязому Джону Сильверу».
 
«Остров сокровищ» не просто лучшая книга Стивенсона и не только один из главных приключенческих романов в истории. Это (наряду с, может быть, «Сердцем тьмы» Джозефа Конрада и «Мартином Иденом» Джека Лондона) — вершина художественного направления в литературе, которое принято называть неоромантизмом. Мир неоромантической литературы — это мир приключений, драмы и постоянных поисков. А герои этих произведений непременно обладают крепостью духа, силой воли и оптимизмом — теми качествами, которые не позволяют им сломаться под воздействием жизненных обстоятельств.
 
Рекомендуем:
Самый увлекательный роман о дружбе. О произведении Э.М. Ремарка «Три товарища»
Виновато кино. История создания романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»
Магия обыденного реализма. О книге Г. Маркеса «Сто лет одиночества»
Необычайная историяК 140-летию повести Марка Твена «Принц и нищий»