Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Премьера, достойная внимания

Как давно вы, дорогие читатели, были в театре? Нашему городу и жителям повезло быть в гуще театральных событий, и в новом сезоне уже смело можно составлять список тех спектаклей, которые стоит посмотреть.
 
Культурный обозреватель Екатерина Власова, начинающий журналист, студентка 3-го курса ИФИЯМ ИГУ, продолжает посещать иркутские постановки и на этот раз рекомендует драму «Девочка» Театра пилигримов.
 
 
Одна рождественская история
Когда-нибудь мы станем
достаточно взрослыми,
чтобы снова читать сказки.
(с) Клайв Стейплз Льюис
 
Думаю, вы согласитесь со мной, что в какой-то момент жизни каждый человек начинает ощущать себя взрослым. Приходит ли это с возрастом, опытом или с какими-то рамками ответственности, сложно ответить. Но человек меняется и утрачивает способность воспринимать мир как ребенок: непосредственно и открыто.
 
Люди искусства – писатели, драматурги, режиссеры – помогают нам поддерживать связь с миром детства. Театральные постановки передают ощущение детских грез и надежд на лучшее, открывают заново мир мечтаний, а главное, дают возможность еще раз ощутить себя ребенком и посмотреть на окружение детскими глазами. Именно такую возможность, хотя и ненадолго, предоставляет режиссер Анна Агапитова в своей драме «Девочка», премьера которой состоялась 18 декабря 2021 года на сцене Театра пилигримов.
 
В основе драмы два произведения – рассказ «Спать хочется» А.П. Чехова и сказка «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена. Спектакль идет 1 час 15 минут. Постановка представляет собой редкое сочетание элементов мюзикла, cаундрамы, драматического спектакля и даже кукольного театра.
 
Главная героиня Варька – совсем еще ребенок. Ей хочется играть в куклы, петь песенки и верить в чудеса. Но судьба складывается таким образом, что девочке приходится много физически работать и следить за младенцем. Ребенок все время плачет и не дает спать своей няньке, отчего Варька решается на ужасный поступок…
 
С произведениями-первоисточниками лучше ознакомиться до просмотра спектакля. По объему они совсем небольшие. Рассказ «Спать хочется» был впервые опубликован в 1888 году в 24-м номере «Петербургской газеты». Автор не надеялся на популярность своего «рассказца», поэтому был удивлен бурной реакции читателей. Многие критики спорили насчет реалистичности сюжета. Одни утверждали, что девочка не могла совершить убийство, а другие приводили сводки из газет, где освещались похожие преступления. Л.Н. Толстой, в свою очередь, оценил этот труд по достоинству и считал его одним из лучших рассказов Чехова.
 
«Девочка со спичками» – короткий святочный рассказ, написанный Г.Х. Андерсеном в 1845 году. Это волшебная история о ребенке, которого не принял окружающий мир. Безымянная девочка кажется маленьким и ненужным существом, бредущим по рождественским улицам. Вот что сам автор писал об истории создания рассказа: «Девочка со спичками» написана в замке Гростен, где я, собираясь за границу, провел несколько дней. Там я получил от г-на Флинка письмо с предложением написать к одному из трех прилагаемых рисунков какую-нибудь сказку для его альманаха. Я выбрал рисунок, изображавший бедную маленькую девочку со спичками».
 
Драма «Девочка», поставленная по этим двум рассказам, – чистый эксперимент. Каждая ее составляющая – от текста до музыки, от декораций до костюмов – эксперимент.
 
 
Во-первых, авторская музыка. Композитор Константин Артамонов снова удивляет своими музыкальными приемами, полностью отражающими состояние маленькой героини. Живое исполнение в сопровождении ансамбля с использование редких музыкальных инструментов создает особую атмосферу. Весь мир вокруг девочки выглядит фантазийно, нереально – именно так, как видит его ребенок. Жизнь героини – это колыбельная, которую она сама себе напевает. Кстати, девочка – единственный персонаж, который не говорит, а поет.
 
Во-вторых, уникальное сочетание зарубежной и русской классики. Благодаря синтезу двух необычных сюжетов, а также замечательной драматургии и работе режиссера родилась совершенно новая историю. Безымянная девочка Андерсена приобрела предысторию, а для чеховской Варьки все завершилось более определенно.
 
В-третьих, удивительные костюмы, декорации и реквизит. Огромные сапоги, губы на посохе, самовар небывалых размеров, причудливые костюмы кукол и многое другое – все это помогает глубже окунуться в удивительный мир подсознания героини. Перед нами маленький человек, оттого и все привычные нам предметы большие. Именно такими их видит девочка. Или, например, еще одна интересная деталь – губы. Именно так маленькая героиня представляет жену своего хозяина – как вечно кричащие и приказывающие губы. Хозяин же для нее – это сапог или непрерывно кипятящийся самовар, который нужно начищать к вечерним застольям. Только родителей и бабушку девочка помнит как настоящих людей. Но поскольку их давно уже нет в живых, появляются они в нелепых костюмах. Знакомые образы вдруг приобретают метафорический и даже гротескный характер. Чувствуется сильный контраст двух миров – детского и взрослого.
 
Наконец, отличный подбор актрисы на главную роль. Дарья Стелинг просто превосходно вжилась в образ маленькой девочки. До последней минуты она держала публику в напряжении, зал наблюдал за ней с замиранием сердца. Мастерское исполнение актрисой колыбельной никого не оставило равнодушным. Мотив и некоторые строки песни запали мне в сердце.
 
Как зритель я осталась в полном восторге. Новая история подарила много эмоций, разных мыслей, и, несомненно, запомнилась.
 
Но как читатель считаю важным отметить некоторые различия между постановкой и оригиналами.
 
Произведения Андерсена чаще всего вызывают трагические эмоции. И «Девочка со спичками» не исключение. Читатель с грустью отпускает девочку, которая уходит с бабушкой в другой мир. Рассуждения маленькой героини о смерти трудно воспринимать без боли в душе. Чехов же – приверженец иной формы. Я не могу сказать, что эмоции при чтении его рассказа отсутствуют. Жаль ли Вареньку? Конечно, жаль. Но, думаю, автор преследовал другую цель. Чехов скорее заставляет своего читателя задуматься над поступком девочки. Кто виноват в смерти младенца – сама Варька или взрослые люди, которые довели ее до этого?..
 
Действительно, акценты в произведениях расставлены совершенно по-разному. И соединяя их в одно целое, сложно вывести общую идею драмы. Чего все же стоит придерживаться – эмоциональности Андерсена и трагизма, заключенного в смерти девочки, или чеховского вопроса, который появляется после морального проступка Вари?
 
В драме, поставленной Анной Агапитовой, на мой взгляд, чеховский вопрос затерялся где-то по пути к трагедии Андерсена. На первый план вышла смерть измученной девочки. Зритель наблюдает за страданиями героини, невольно становится ее защитником и забывает о том, что был еще и беспомощный младенец в люльке, который также заслуживал жизни, счастья и радости.
 
Не сомневаюсь, что спектакль «Девочка» сможет вызвать эмоциональный отклик у современной аудитории, поскольку затрагивает тему детства и одиночества. Я уверена, что эту постановку обязательно нужно посмотреть, чтобы составить собственное мнение. Особенно рекомендую сделать это взрослым.
 
Надеемся, что перед просмотром у вас будет время перечитать художественные произведения, которые легли в основу постановки. Отдел обслуживания всегда рад помочь в выборе книг.
 
Фотографии взяты с официальной страницы ВК: ТЕАТР ПИЛИГРИМОВ