Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Девичий институт в Иркутске. Публикация 2

Девичий институт – первое среднее учебное заведение для девочек в Восточной Сибири.
 
Ближе к середине XIX века возникала необходимость в подготовке воспитательниц, учительниц, наставниц. В это время и стали открываться новые женские институты. В 1845 году был создан Девичий институт Восточной Сибири. Относился он к учебным заведениям 2-го разряда. Мысль об учреждении в Иркутске Девичьего института принадлежала В.Я. Руперту, занимавшему с 1837-го по 1847 год должность генерал-губернатора Восточной Сибири. Особая комиссия под его руководством выработала проект устава и проектдома для института. Содержать институт предполагалось на суммы от сбора пошлин с Кяхтинской таможни и частных золотопромыслов Восточной Сибири. Цель учреждаемого заведения состояла в том, чтобы «дочерям благородных чиновников дать по возможности сообразное с их званием и состоянием образование… Дети женского пола для своего образования лишены всех тех средств, которые предоставлены детям мужского».
 
По проекту в институт могли поступать дочери чиновников, дворян, а также купцов 1-й и 2-й гильдий, инородческих тайшей[1] и шуленгов[2]. Был укомплектован штат из 70 учащихся. Институт подразделялся на три класса: 1-й – 8–12 лет, средний – 10–14 лет, в старший класс приема не производилось. Предметами преподавания были закон Божий, арифметика, история, география, российская грамматика, французский язык, естественная история и физика, рисование, пение, музыка, танцы, рукоделие. Действовала 12-балльная система оценок, регулярно проводились экзамены. Управление институтом было возложено на генерал-губернатора Восточной Сибири. Ближайшее управление вверялось совету, который состоял под председательством гражданского губернатора, трех членов, избираемых из советников Главного управления Восточной Сибири, и начальницы института. Учебная часть была поручена инспектору. Обязанности начальницы заключались в том, чтобы «смотреть за нравственным образованием девиц».
 
Постройка здания для института производилась на частные пожертвования. Первоначальное здание института было деревянным и находилось на реке Ушаковке. В первые годы преподавание велось по конспектам Казанского Родионовского института. Из отчетов того времени: «Дух учения в институте направлен был на сколь возможно твердое и гармоничное развитие умственной и нравственнойстороны воспитанниц к тому, чтобы сделать воспитанниц вполне полезными и деятельными членами в кругу домашнем и общественном и чтобы приготовить их к важной роли – быть начинательницами нового воспитания, разумного для следующих поколений края».
 
Большое внимание в институте уделялось преподаванию музыки. При открытии института была создана библиотека, которая со временем пополнялась. Так, в 1847 году золотопромышленник Соловьев подарил институту 162 сочинения на русском и иностранных языках.
 
В 1861 году открылось новое каменное здание института, построенное на берегу Ангары по проекту архитектора А.Е. Разгильдеева на пожертвованные почетным гражданином Иркутска Е.А. Кузнецовым деньги. В первый год в институт поступило 40 воспитанниц, к 1861 году их было уже 88. Большинство из них были дочерьми чиновников, дворян, офицеров. Меньше было купеческих детей и совсем немного девиц духовного звания и инородцев.
 

[1]  Тайджа, Тайша (от кит. Тайцзы – великий наставник), в средневековой Монголии наследственный княжеский титул, который присваивался правителям хошунов и аймаков. Тайджи были правителями крупных территорий, командующими войсковых соединений и вассалами хана. В России у бурят и калмыков в XVIII-XIX вв. тайша – наследственная должность правителей отдельных племен, глав Степных дум // Гатапов, А.С. Монгольская историческая энциклопедия. – Улан-Удэ, 2015. – С.511.
[2]  Шуленга, административная должность в средневековой Монголии, первоначально и дословно: сборщик податей. В Джунгарском ханстве в XVII-середине XVIII вв. шуленги стояли во главе холбонов, подразделений родов, состоявших из нескольких хотонов (улусов) и насчитывавших около полусотни семейств. Шуленга в Бурятии руководил засулами, а сам подчинялся зайсану // Гатапов, А.С. Монгольская историческая энциклопедия. – Улан-Удэ, 2015. – С.511. Гатапов, А.С. Монгольская историческая энциклопедия. – Улан-Удэ, 2015. – С. 663.