Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Жанр биполярной литературы

Дорогие друзья! В своей рубрике я, Ирина Мухтургина, делюсь прочитанным или увиденным — всем, что оставило у меня неизгладимое впечатление, повлияло на мое мнение или изменило ход мыслей*.
 
Совершенно недавно я столкнулась с интересным термином «биполярная литература» и хочу поделиться с вами некоторыми размышлениями. Если сделать в Интернете запрос «биполярная литература», то он настойчиво будет отправлять вас на биполярные расстройства и что-то подобное в этом духе, а также на высказывания Анны Матари и Дмитрия Тихонова, которые утверждают, что данный термин придумали они. Но смею утверждать, что литература такого плана существует очень давно. Как правило, она отображает противоположные точки зрения двух авторов. Но не всегда. Зачастую мнения авторов абсолютно совпадают. Проще говоря, под термином «биполярная литература» вообще подразумеваются произведения, написанные в соавторстве.
 
Большинство писателей прошлых лет были индивидуалистами, да и мировоззрение было иным.
 
Начиная с ХХ века творческие тандемы набирают обороты, а произведения, созданные в соавторстве, становятся культовыми как в литературе, так и в других областях искусства.
 
Но тут возникает вопрос: а легко ли создавать что-то сразу двум авторам и в каких ситуациях требуется совместное творчество?
 
Думаю, что в таком союзе работать одновременно и легко и трудно, ведь надо советоваться и учитывать мнение каждого из авторов. Чаще всего у тех, кто решился на серьезную совместную творческую работу, до этого уже был либо подобный опыт, либо желание в нем поучаствовать.
 
В XXI веке мы с вами знаем немало таких авторов.
 
Например, белорусские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Ими написано много подростковых книг на разные темы, большинство из них уже нашли своего читателя. Историю своего сотворчества авторы не раз озвучивали широкому кругу читателей. Но некоторое время назад они попробовали писать отдельно друг от друга, и у них получилось. Конечно же, это не значит, что писательский союз распался, но общих книг, видимо, будет уже меньше. Как ни прискорбно, но рано или поздно это происходит со всеми совместными начинаниями. Их творческий союз просуществовал более 15 лет. Пожелаем им успехов!
 
Бывают и семейные творческие тандемы. Один из них — Анна и Сергей Литвиновы. Знаменитый дуэт уже более 20 лет радует поклонников детективами. С его книгами знакомы многие, но мало кто знает, что Анна и Сергей — родные брат и сестра, а не супруги, как считают некоторые. Сами Литвиновы охотно рассказывают и о родителях, и о собственных семьях, и о том, как образовался их творческий тандем.
 
Иногда авторы не только не связаны никакими родственными узами, но и живут в разных городах. Например, они договариваются или бросают жребий, кому какую главу писать. Или один придумывает сюжет, другой — диалоги. Все детали обговариваются заранее. Все это, конечно, удивительно: почему у двоих возникает потребность писать вместе и, главное, как им это удается? Ведь нужно обладать действительно схожим внутренним чутьем, чтобы творить в одном стиле — так, что практически невозможно разграничить, кто из них что написал. Некоторые соавторы не делают из этого секрета, другие уходят от ответа и даже между собой заключают договор о неразглашении.
 
Творческие долгосрочные тандемы писателей в России XX века — Ильф и Петров, братья Вайнеры, братья Стругацкие — были настолько успешными, что сейчас пошла мода на соавторство и в других областях жизни: науке, политике, юриспруденции и т. д.
       
Успешным считается союз писателя и юриста — например, как в случае с Татьяной Устиновой и Павлом Астаховым. Серия их книг, вышедшая под названием «Дела судебные», основана на реальных событиях. Все произведения серии написаны с долей иронии и очень искренне. Если Татьяна Устинова известна и любима как писатель детективного жанра давно, то для Павла Астахова все это было в новинку и первые шаги он сделал в соавторстве. На данный момент каждый из них выпускает свои собственные проекты, иногда балуясь и совместным выпуском книг.
 
Пример прекрасного творческого тандема писателя и литературного критика — Павел Басинский и Екатерина Барбаняга. В соавторстве они создали интересный книжный проект под названием «Соня, уйди!». Он оказался настолько успешным, что был продолжен в новой книге «Алиса в русском Зазеркалье. Последняя императрица России: взгляд из современности». Решив написать такой роман-диалог, соавторы ставили некий эксперимент, соединив одновременно и биографию Софьи Андреевны, и спор о ней. Причем в этот спор вовлекаются не только авторы, выражающие два противоположных взгляда — мужской и женский, но и читатели книги. Получилось очень живо и увлекательно.
 
Думаю, что все читали подобные книги и остались довольны стилем, содержанием и интересными приемами, которые использовали писатели.
Поделитесь и вы прочитанной книгой, написанной в соавторстве.
Жду ваших комментариев. До следующей встречи, дорогие читатели!
 
*Примечание: все взгляды автора в тексте являются сугубо личными и отражают авторский замысел.