Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Жак Лоба и Жан-Марк Рошетт. «Сквозь снег»

Легендарный постапокалиптический графический роман
 
«Сквозь снег» – комикс с непростой судьбой: будучи культовым на родине во Франции, он оставался практически неизвестным для остального мира до выхода сериала от Netflix при том, что его история насчитывает больше тридцати лет. Создателем первой части, которая по атмосфере и проблематике в значительной степени отличается от последующих, стал Жак Лоба. Именно ему принадлежит идея вечно движущегося по планете поезда и устройства общества и мира. Он же пригласил для работы над комиксом художника Жана-Марка Рошетта. Первая часть была впервые опубликована в 1982 году. А два продолжения, «Странник» и «Переправа», вышли только в 1999 и 2000 годах, уже после смерти Жака Лоба. Над сценарием работал Бенжамин Легран, который во многом благодаря помощи и поддержке Рошетта смог, с одной стороны, привнести в мир комикса много нового, а с другой органично продолжить и углубить работу своего предшественника. Четвертая часть под названием «Конечная станция» вышла только в 2015 году. Создавалась она бессменным Рошеттом в тандеме со сценаристом Оливье Боке и замысливалась как окончательное завершение серии. Финал истории действительно вызывает ощущение завершенности: поясняет события всех предыдущих частей, сводит воедино все сюжетные линии и идеи.

Для современного искушенного читателя завязка комикса действительно довольно проста: экологическая катастрофа превратила Землю в ледяную пустыню. Немногие счастливчики успели спастись в уникальном поезде, который безостановочно кружит по планете. Жизнь в поезде представляет собой человечество в миниатюре: есть четко выраженная социальная вертикаль – пассажиры первых вагонов считаются элитой, в то время как в хвосте царит голод и болезни; есть вагоны, где разместилось миниатюрное производство и даже что-то вроде сельского хозяйства; есть ресурсы, которых, разумеется, на всех не хватает; есть религия – культ Вечного двигателя… При таком раскладе конфликт, который лишит человечество шансов на выживание, неизбежен.

Социальная иерархия поезда строго охраняется, переход из вагона в вагон практически невозможен, а нарушителей жестоко карают. Однако одинокому беженцу из хвоста поезда Пролоффу удается пробраться в середину, где удача перестает ему благоволить и он оказывается в руках у военных. О Пролоффе узнает инициативная группа защитников прав жителей последних вагонов, поднимается общественная шумиха и о нарушителе узнает сам президент «Рассекающего снег». Пролоффу и его подруге из числа активистов Аделине будет позволено пройти к самой голове состава и посмотреть на все собственными глазами. Это путешествие значительно изменит не только представление героя о мире, но и его самого.

И несмотря на то, что почти вся первая часть представляет собой знакомство с миром «Рассекающего снег», читателю не стоит ждать обилия технических подробностей. Проходя по вагонам, герой как бы мельком видит вагоны-фермы, вагоны-сады. Угол зрения здесь как в самом настоящем поезде сужается до неширокого коридора, в котором легко выхватить отдельные элементы или предметы, но сложно составить цельную картинку. Считать это недоработкой авторов или художественным приемом, нагнетающим общую атмосферу тесноты, – решать каждому читателю самостоятельно. Однако такая подача действительно дает возможность сфокусировать внимание на самом важном: на людях, их поведении и словах. В комиксе вообще очень много содержательных диалогов, именно они в основном являются движущей силой сюжета. Динамики и экшна здесь довольно мало. Авторам важно было показать не приключения главного героя, а представить его глазами панораму нравов человечества, пережившего апокалипсис. И панорама эта удручает. Люди остаются людьми даже на краю гибели цивилизации: они стремятся к личному комфорту, мало интересуются бедами других, переживают за свою шкуру, ссорятся, смеются… И только единицы из них задумываются и мечтают о будущем.

Действие второй и третьей частей «Странник» и «Переправа» переносит читателя дальше в будущее. Человечество приспосабливается к жизни в поезде: социальное неравенство уже не такое ужасающее, возникает телевидение и даже что-то вроде культуры и искусства. Появляются смельчаки, способные на непродолжительное время покидать поезд в поисках ресурсов и артефактов погибшей цивилизации. Созданные в конце 90-х годов эти две части комикса развивают идеи, актуальные для мирового сообщества того времени: критикуют радикальную религиозность, высмеивают слепое доверие СМИ, ставят под сомнение всесильность цивилизации и всемогущество технологий. Тревожные вопросы о том, на долго ли еще хватит ресурсов и сколько выдержит обледенелая железная дорога, лейтмотивом звучат в диалогах героев.

Жак Лоб, создавая первую часть, был довольно пессимистичен в своих прогнозах относительно будущего человечества, Бенджамин Легран его точку зрения разделял, сделав свою часть истории еще более мрачной. В значительной степени изменилась визуальная подача: словно грязный, неаккуратный рисунок поезда и всего с ним связанного, резкие гротескные тени на человеческих лицах на фоне чистых белых просторов как бы подчеркивают мысль о несовместимости природы и технологического прогресса. Черно-белая палитра и вездесущие прямые линии задают настроение смиренной безысходности и пессимистичной созерцательности.

В «Конечной станции» рисунок Рошетта обретает цвет, что придаёт повествованию простор и глубину, подчеркивает расширяющийся и открывающийся перед героями мир. Однако в основном это тревожные красно-лиловые, грязновато-желтые, холодные, мутно-синие оттенки. Именно такая палитра передает лучше всего основную идею: да, выход из поезда подарил надежду, но он же принес страх и разочарование. Шанс на спасение и чудесное место, в которое все так стремились, оказываются настоящим кошмаром. Социальные проблемы общества так и не решены, поскольку человеческую природу так просто не изменить, конфликт природы и технологий продолжается. Так что завершение истории хоть и по-своему благополучно, все же оставляет чувство горечи и разочарования. Авторы как бы задают вопрос, стоит ли вообще спасать человечество в случае наступления глобального катаклизма. И хотя, если судить по концовке, ответ скорее всего положительный, читатель найдет над чем поразмыслить.

«Сквозь снег» вышел в 1982 году, но все еще шокирующе актуален, ведь угроза экологических катастроф и пропасть между богатством и бедностью, порождающая ненависть и войны, никуда не исчезли. Жак Лоб положил начало грандиозной и масштабной аллегории нашего современного мира, которая развивается параллельно смене эпох, но неизменно точно отражает самые острые его проблемы.