Легендарный постапокалиптический графический роман
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8C%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B31.jpg)
Для современного искушенного читателя завязка комикса действительно довольно проста: экологическая катастрофа превратила Землю в ледяную пустыню. Немногие счастливчики успели спастись в уникальном поезде, который безостановочно кружит по планете. Жизнь в поезде представляет собой человечество в миниатюре: есть четко выраженная социальная вертикаль – пассажиры первых вагонов считаются элитой, в то время как в хвосте царит голод и болезни; есть вагоны, где разместилось миниатюрное производство и даже что-то вроде сельского хозяйства; есть ресурсы, которых, разумеется, на всех не хватает; есть религия – культ Вечного двигателя… При таком раскладе конфликт, который лишит человечество шансов на выживание, неизбежен.
Социальная иерархия поезда строго охраняется, переход из вагона в вагон практически невозможен, а нарушителей жестоко карают. Однако одинокому беженцу из хвоста поезда Пролоффу удается пробраться в середину, где удача перестает ему благоволить и он оказывается в руках у военных. О Пролоффе узнает инициативная группа защитников прав жителей последних вагонов, поднимается общественная шумиха и о нарушителе узнает сам президент «Рассекающего снег». Пролоффу и его подруге из числа активистов Аделине будет позволено пройти к самой голове состава и посмотреть на все собственными глазами. Это путешествие значительно изменит не только представление героя о мире, но и его самого.
И несмотря на то, что почти вся первая часть представляет собой знакомство с миром «Рассекающего снег», читателю не стоит ждать обилия технических подробностей. Проходя по вагонам, герой как бы мельком видит вагоны-фермы, вагоны-сады. Угол зрения здесь как в самом настоящем поезде сужается до неширокого коридора, в котором легко выхватить отдельные элементы или предметы, но сложно составить цельную картинку. Считать это недоработкой авторов или художественным приемом, нагнетающим общую атмосферу тесноты, – решать каждому читателю самостоятельно. Однако такая подача действительно дает возможность сфокусировать внимание на самом важном: на людях, их поведении и словах. В комиксе вообще очень много содержательных диалогов, именно они в основном являются движущей силой сюжета. Динамики и экшна здесь довольно мало. Авторам важно было показать не приключения главного героя, а представить его глазами панораму нравов человечества, пережившего апокалипсис. И панорама эта удручает. Люди остаются людьми даже на краю гибели цивилизации: они стремятся к личному комфорту, мало интересуются бедами других, переживают за свою шкуру, ссорятся, смеются… И только единицы из них задумываются и мечтают о будущем.
Действие второй и третьей частей «Странник» и «Переправа» переносит читателя дальше в будущее. Человечество приспосабливается к жизни в поезде: социальное неравенство уже не такое ужасающее, возникает телевидение и даже что-то вроде культуры и искусства. Появляются смельчаки, способные на непродолжительное время покидать поезд в поисках ресурсов и артефактов погибшей цивилизации. Созданные в конце 90-х годов эти две части комикса развивают идеи, актуальные для мирового сообщества того времени: критикуют радикальную религиозность, высмеивают слепое доверие СМИ, ставят под сомнение всесильность цивилизации и всемогущество технологий. Тревожные вопросы о том, на долго ли еще хватит ресурсов и сколько выдержит обледенелая железная дорога, лейтмотивом звучат в диалогах героев.
Жак Лоб, создавая первую часть, был довольно пессимистичен в своих прогнозах относительно будущего человечества, Бенджамин Легран его точку зрения разделял, сделав свою часть истории еще более мрачной. В значительной степени изменилась визуальная подача: словно грязный, неаккуратный рисунок поезда и всего с ним связанного, резкие гротескные тени на человеческих лицах на фоне чистых белых просторов как бы подчеркивают мысль о несовместимости природы и технологического прогресса. Черно-белая палитра и вездесущие прямые линии задают настроение смиренной безысходности и пессимистичной созерцательности.
В «Конечной станции» рисунок Рошетта обретает цвет, что придаёт повествованию простор и глубину, подчеркивает расширяющийся и открывающийся перед героями мир. Однако в основном это тревожные красно-лиловые, грязновато-желтые, холодные, мутно-синие оттенки. Именно такая палитра передает лучше всего основную идею: да, выход из поезда подарил надежду, но он же принес страх и разочарование. Шанс на спасение и чудесное место, в которое все так стремились, оказываются настоящим кошмаром. Социальные проблемы общества так и не решены, поскольку человеческую природу так просто не изменить, конфликт природы и технологий продолжается. Так что завершение истории хоть и по-своему благополучно, все же оставляет чувство горечи и разочарования. Авторы как бы задают вопрос, стоит ли вообще спасать человечество в случае наступления глобального катаклизма. И хотя, если судить по концовке, ответ скорее всего положительный, читатель найдет над чем поразмыслить.
«Сквозь снег» вышел в 1982 году, но все еще шокирующе актуален, ведь угроза экологических катастроф и пропасть между богатством и бедностью, порождающая ненависть и войны, никуда не исчезли. Жак Лоб положил начало грандиозной и масштабной аллегории нашего современного мира, которая развивается параллельно смене эпох, но неизменно точно отражает самые острые его проблемы.
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8C%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B33.jpg)
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8C%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B32.jpg)