Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Юлия Никитина. «Полуночная земля»

Эта небольшая графическая повесть – трогательная и искренняя автобиографическая история о детстве на Крайнем Севере, в городе Салехарде – единственном в мире городе, находящемся непосредственно на линии Северного полярного круга.

Повествование нелинейное и довольно импрессионистичное, что не позволяет углубляться в бытовые подробности, но отдельные яркие детали и воспоминания дают возможность полно и ярко представить все условия жизни в северном крае. Автор включает в свой рассказ экскурсы в историю Салехарда, тесно переплетенную с историей ее семьи и воспоминаниями о тяжелых временах постперестроечной разрухи. Особую выразительность этим воспоминаниям придают вымороженные, нарисованные почти без полутонов чёрно-белые пейзажи на фоне вековой пустоты, требующей от художника срочно заполнить её хоть чем-нибудь: рисунком, словом, дыханием. И иногда оказывается достаточно одной фразы, чтобы передать всю экзотику этих мест: бескрайний простор, холод и ветра, скалы и море, завораживающую отчужденность Севера, особую тишину и величие суровой природы, обступающей город и его жителей со всех сторон.

Сам городок на контрасте с окружающей его величественной пустотой складывается из знакомых приземистых домов и улочек, шепотков прохожих, которые, как и положено в провинции, всё друг про друга знают.

В представлении жителей центральной части нашей страны Русский Север превратился в некое полумифическое царство льда и лютых морозов, где навечно застыли лихие 90-е и откуда все мечтают сбежать на Большую землю. «Полуночная земля» покажет читателю, что на Севере жить действительно трудно, тем более когда ты подросток, а на дворе действительно 90-е. Однако жизнь по ту сторону Полярного круга далеко не так однозначна, как рисуют ее массовые стереотипы. В произведении Юлии Никитиной все выглядит грустнее и драматичнее, но вместе с тем реалистичнее.

Художнице удалось не только показать всю суровость жизни на полуострове Ямал и рассказать свою личную историю, но и создать уникальный портрет целого поколения. Наверняка многие творческие люди, да и просто жители отдаленных уголков нашей страны найдут в книге много созвучного и эмоционально близкого для себя. Автор говорит о вещах, универсальных и знаковых для всех, кто родился в 80-х: здесь уютно находиться возле новогодней ёлки и неуютно жить без отопления и горячей воды, здорово ходить в лес за грибами и интересно разглядывать упавшую на шерстяную варежку снежинку.

По большому счету, Юлию Никитину не особенно волнует сюжет. Намного важнее рассказать, как окружающая среда и эпоха сформировали восприятие отдельно взятого человека, творца и мыслителя. И этому повествованию в большей степени помогает не текст, а мощные визуальные метафоры, легко читаемые, архетипичные и понимаемые не столько аналитически, сколько интуитивно и эмоционально. Рисунок заполняет собой практически всё пространство кадра, порой загромождая его объектами. Фракталы замерзших окон, тяжелые волны и сполохи северного сияния визуально пронизывают историю дыханием Севера, а скупые языческие орнаменты и архаичная символика, славящая солнце и женское начало, создают самобытный колорит и еще больше роднят повествование с инициационной сказкой. Той самой, где главный герой, чудик и одиночка, отправляется за пределы бытового, известного пространства, чтобы пережить качественную трансформацию из ребенка во взрослого, обрести свое личное «я», свой голос и призвание. Вот только героиня этой «сказки», пройдя все испытания, не возвращается назад в привычную обыденность, а отправляется дальше исследовать необъятный и неизведанный мир. И этот сюжетный исход, с одной стороны, ожидаем для современной истории о становлении личности творца, а с другой – оказывается философски глубже и тоньше большинства «историй успеха». В попытке примириться с действительностью больших городов, стать частью их шума и хаоса героиня приходит к мысли, что людям, как и деревьям, нельзя прожить без своих корней, уходящих в прошлое семьи, вгрызающихся в фундамент дома, где впервые прозвучало слово «мама», в историю города, где ты рос и становился тем, кем являешься сейчас. И отправляясь в большой мир, важно не забывать о своих истоках и позволить прошлому всегда находиться где-то поблизости, в своем сердце, позволить ему стать своим стержнем и опорой, помогающей двигаться в настоящее и будущее.

«Полуночная земля» – это глубокое лирическое высказывание о себе, своей семье и корнях, о Родине и эпохе, о точке в пространстве и человеческом сознании, где все эти понятия сходятся воедино. Хороший пример того, как русский комикс рождает нечто по-настоящему национальное. После его прочтения возникает ощущение, хорошо знакомое многим нашим соотечественникам и воспетое еще классиками русской литературы: когда очень трудно искренне любить свою Родину, но и отрицать её как часть себя невозможно.

Совсем недавно Юлия Никитина получила за «Полуночную землю» премию Малевича в номинации «За лучший авторский комикс». Прочитать эту удивительную и невероятно атмосферную графическую историю вы теперь можете в нашей библиотеке. А нам остается лишь присоединиться к мнению большинства комикс-критиков: «Когда в недалёком будущем составят список «Самые важные русские комиксы», в нём обязательно найдётся место для «Полуночной земли».