Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

«Ворон»

Мы продолжаем рассказывать о наиболее ярких и необычных рисованных историях из фонда библиотеки. Сегодня перед вами настоящая классика: комикс, а впоследтсвии и фильм, во многом определившие эстетику готической субкультуры в начале 90-х годов.
 
Мрачную и трагическую историю Эрика Дрейвена и его невесты Шелли в общих чертах знают даже те, кто не смотрел фильм «Ворон» и тем более не читал комикс. Однако чтобы понять, что эта история намного больше и глубже, чем просто «ужастик о мести с того света», стоит погрузиться в нее всерьез.

«Ворон» и его продолжения – единственная рисованная история, созданная американским сценаристом и художником Джеймсом О’Барром. Автор начал работать над ней в двадцать лет, в начале 1980-х, когда его жизнь и мечты на счастливое будущее рухнули в одночасье. Будучи выпускником сиротского приюта, О’Барр мечтал о любви и семье, но неожиданный удар изменил весь его дальнейший путь: пьяный водитель насмерть сбил его девушку. Поглощенный мрачными думами молодой художник отправляется на военную службу в Европу, где не находит утешения, зато знакомится с немецкими ночными клубами, эстетикой декаданса, французской поэзией Бодлера и Рембо и новой британской меланхолической музыкой производства Joy Division и Bauhaus. Еще одним мрачным источником вдохновения послужила прочитанная им история о паре из родного Детройта, убитой бандой грабителей из-за обручального кольца стоимостью в 20 долларов. Все эти впечатления, помноженные на собственную скорбь, стали основой для «Ворона», возможно, самой трагичной графической новеллы в истории европейского комикса.

Творчество стало для О’Барра терапией, как месть стала наркотиком для его героя и рисованного альтер-эго Эрика. Автор не стремился сделать сюжет о мести новаторским или наполнить его какими-то внезапными сюжетными поворотами, делая ставку на эмоциональность, выразительность и искренность. Он стал одним из первых комиксистов, применивших кинематографические приемы плановости и ракурса в построении страниц истории, что сделало даже самые жестокие сцены эстетичными и завораживающими.

Действительно, главное достоинство «Ворона» не в сюжете, а в уникальном стиле и настроении. Рассказ Эрика нелинеен, повествование представляет собой чередование эпизодов прошлого и настоящего. Графика для автора неотделима от текста, рукописные надписи являются частью картинки, в то время как тени, штриховка и сами линии продолжают и передают настроение текста. О’Барр ревностно вырисовывает каждый фрейм вручную, наполняя страницы как чистой любовью, так и бескомпромиссной злостью. Эпизоды с воспоминаниями о Шелли легки, воздушны, штриховка в них более мягкая и сглаженная, а образы и кадры как бы перетекают друг в друга, создавая ощущение бесконечного потока света, из которого прорисовываются сверкающие образы главных героев. Но когда читатель покидает пространство воспоминаний, автор бросает его в мрачные закоулки Детройта, изображенные резкими, грязными, ломаными линиями. Фоны заполненны тенями, которые пожирают большую часть пространства, а бразы становятся угловатыми и агрессивными, локация полна мусора и грязи всех видов.

Именно так автор и видит мир после смерти любимой женщины. Есть Рай в воспоминаниях, а есть чистилище, где солнце никогда не пробивается через непроглядные тучи. Разница лишь в том, что в реальности автору было некому мстить. И стоит герою остаться один на один с собой, как он погружается в воспоминания, которые одновременно согревают и разрывают его сердце (и сердце автора) на части.

Готовый комикс пролежал на полке семь лет. О’Барру долго не удавалось найти издателя, согласного опубликовать столь мрачную и нестандартную для Америки 80-х работу. Лишь в 1988 году «Ворон» наконец увидел свет. Комикс быстро стал популярен, и на него обратили внимание в Голливуде. Вышедший в 1994 году, после многочисленных злоключений и трагической смерти исполнителя главной роли Брендона Ли прямо на съемочной площадке, фильм мгновенно стал культовым и подарил «Ворону» и его автору всемирную известность.

Автору было нелегко создавать этот комикс-исповедь, комикс-покаяние, комикс-рефлексию, и его точно будет нелегко читать. И все же читать его сегодня всё ещё интересно. Спустя тридцать лет после создания «Ворон» сохраняет весь свой надрыв и психологическую актуальность. Несправедливость, несчастье и обида не обходят стороной никого, а значит, почти каждого он заденет за живое.

Отдельно стоит отметить, что русскоязычное издание дополнено многочисленными комментариями, историческими справками и переводом жаргонизмов, поэтических цитат и крылатых фраз, что помогает читателю понять контекст эпохи и места действия и сблизиться с героями.