Мы продолжаем рассказывать о наиболее ярких и необычных рисованных историях из фонда библиотеки. Сегодня перед вами настоящая классика: комикс, а впоследтсвии и фильм, во многом определившие эстетику готической субкультуры в начале 90-х годов.
Мрачную и трагическую историю Эрика Дрейвена и его невесты Шелли в общих чертах знают даже те, кто не смотрел фильм «Ворон» и тем более не читал комикс. Однако чтобы понять, что эта история намного больше и глубже, чем просто «ужастик о мести с того света», стоит погрузиться в нее всерьез.
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD1.jpg)
Творчество стало для О’Барра терапией, как месть стала наркотиком для его героя и рисованного альтер-эго Эрика. Автор не стремился сделать сюжет о мести новаторским или наполнить его какими-то внезапными сюжетными поворотами, делая ставку на эмоциональность, выразительность и искренность. Он стал одним из первых комиксистов, применивших кинематографические приемы плановости и ракурса в построении страниц истории, что сделало даже самые жестокие сцены эстетичными и завораживающими.
Действительно, главное достоинство «Ворона» не в сюжете, а в уникальном стиле и настроении. Рассказ Эрика нелинеен, повествование представляет собой чередование эпизодов прошлого и настоящего. Графика для автора неотделима от текста, рукописные надписи являются частью картинки, в то время как тени, штриховка и сами линии продолжают и передают настроение текста. О’Барр ревностно вырисовывает каждый фрейм вручную, наполняя страницы как чистой любовью, так и бескомпромиссной злостью. Эпизоды с воспоминаниями о Шелли легки, воздушны, штриховка в них более мягкая и сглаженная, а образы и кадры как бы перетекают друг в друга, создавая ощущение бесконечного потока света, из которого прорисовываются сверкающие образы главных героев. Но когда читатель покидает пространство воспоминаний, автор бросает его в мрачные закоулки Детройта, изображенные резкими, грязными, ломаными линиями. Фоны заполненны тенями, которые пожирают большую часть пространства, а бразы становятся угловатыми и агрессивными, локация полна мусора и грязи всех видов.
Именно так автор и видит мир после смерти любимой женщины. Есть Рай в воспоминаниях, а есть чистилище, где солнце никогда не пробивается через непроглядные тучи. Разница лишь в том, что в реальности автору было некому мстить. И стоит герою остаться один на один с собой, как он погружается в воспоминания, которые одновременно согревают и разрывают его сердце (и сердце автора) на части.
Готовый комикс пролежал на полке семь лет. О’Барру долго не удавалось найти издателя, согласного опубликовать столь мрачную и нестандартную для Америки 80-х работу. Лишь в 1988 году «Ворон» наконец увидел свет. Комикс быстро стал популярен, и на него обратили внимание в Голливуде. Вышедший в 1994 году, после многочисленных злоключений и трагической смерти исполнителя главной роли Брендона Ли прямо на съемочной площадке, фильм мгновенно стал культовым и подарил «Ворону» и его автору всемирную известность.
Автору было нелегко создавать этот комикс-исповедь, комикс-покаяние, комикс-рефлексию, и его точно будет нелегко читать. И все же читать его сегодня всё ещё интересно. Спустя тридцать лет после создания «Ворон» сохраняет весь свой надрыв и психологическую актуальность. Несправедливость, несчастье и обида не обходят стороной никого, а значит, почти каждого он заденет за живое.
Отдельно стоит отметить, что русскоязычное издание дополнено многочисленными комментариями, историческими справками и переводом жаргонизмов, поэтических цитат и крылатых фраз, что помогает читателю понять контекст эпохи и места действия и сблизиться с героями.
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD2.jpg)
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD3.jpg)