Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

Уроки совести и правды к 85-летию В.Г. Распутина

15 марта – дата, о которой мы будем говорить каждый год. Именно в этот день 85 лет назад в крестьянской семье в поселке Усть-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары в трехстах километрах от Иркутска, родился Валентин Распутин. Родной же для него стала деревня Аталанка, а красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой частью каждого произведения будущего писателя. 
О детстве, юности и становлении Валентина Распутина как журналиста написано немало. Обратим свое внимание на творчество писателя, которое до сих пор притягивает внимание читателей.
В 1967-ом в популярном еженедельнике «Литературная Россия» появился рассказ Распутина «Василий и Василиса». Это раннее произведение прозаика можно назвать камертоном его дальнейшего творчества. Здесь уже был виден «распутинский» стиль, его умение лаконично и в то же время удивительно глубоко раскрывать характер героев. 
В том же переломном 1967 году вышла первая повесть Распутина «Деньги для Марии», после публикации которой его приняли в Союз писателей СССР. На примере жителей одной деревни молодой писатель показал громадную пропасть отчуждения между людьми, которая свойственна всему современному миру. Соотношение материального и духовного, нравственности и бесчестия, выгоды и бескорыстия — главные проблемы этого произведения. 
Слава и известность пришли незамедлительно. О новом талантливом и самобытном авторе заговорили все. 
В 1970-ом в популярном «толстом» журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина «Последний срок», которая принесла всемирную известность и была переведена на десятки языков. Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу». Повесть о матери, о человечности, о бренности многих явлений, которые кажутся главными в жизни современного городского человека, об истоках, к которым необходимо возвращаться, чтобы не потерять человеческой сущности. 
Спустя 6 лет вышла фундаментальная повесть, которую многие считают визитной карточкой прозаика. Это произведение «Прощание с Матёрой». Валентин Распутин повествует о том пронзительном горе и неизбывной тоске, которую испытывают коренные жители, старики, прощаясь с землёй и ветхой деревенькой, где знакомая и до боли родная каждая кочка, каждая колода на избе. Здесь нет обличительства, причитаний и гневных призывов. Просто тихая горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где жили их предки. 
Знаковым оказался для литератора 1977 год. За повесть «Живи и помни» его наградили Государственной премией СССР. Это произведение о трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война, о сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях. 
Со второй половины 70-х имя Распутина приобретает все большую известность, критика называет его «могучим явлением современной отечественной и мировой литературы», книги его все чаще издаются в стране и за рубежом, по отдельным произведениям ставятся спектакли, снимаются фильмы. Он удостаивается самых высоких государственных наград и премий. В начале 80-х намечается поворот в творчестве и обращение писателя к малым жанрам и публицистике. Последняя повесть «Пожар» отличается от других предельной открытостью авторской позиции. 
В 1985 году журнал «Современник» публикует это произведение. В деревне Сосновка, куда переселились люди с затопленных островов, горят склады. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть, что сталось с героями его повести «Прощание с Матёрой», каковы они, как повлияла на них перемена места и новые условия жизни. По-разному ведут себя люди. Одни – спасают, другие – крадут.
Годы перестройки и безвременья Валентин Григорьевич переживает крайне тяжело. Ему чужды новые «либеральные ценности», которые ведут к разрыву с корнями и уничтожению всего, что так дорого его сердцу. Об этом еще одна его повесть «В больнице».
В последние годы жизни Валентин Григорьевич все больше занимался общественной деятельностью, но не оставлял при этом литературную деятельность. Так, в 2004 году была опубликована его книга «Дочь Ивана, мать Ивана». Спустя два года третье издание очерков «Сибирь, Сибирь».
Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» – одно из поздних произведений Распутина, которое вызвало у критиков и читателей противоречивые мнения. Рассказывая историю простой русской женщины Тамары Ивановны, своими руками пристрелившей растлителя дочери, писатель ставит перед современниками много сложных вопросов о грехе убийства, о том, как жить в обществе, расколотом на два «разнящихся мира»: обманутых бедных и «богатых», неправедно наживших капиталы. 
Такие разные истории, такие разные герои, такой разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет желание помочь читателю стать добрее, милосерднее и внимательнее к другим!
Критики не раз еще будут обращаться к произведениям великого мастера. И мы, читатели постараемся найти время и почитать медленно, не торопясь, раздумывая…
 
Книги Валентина Григорьевича этого заслуживают!