Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Уилл Айснер. «Контракт с богом»

Говоря о лучших произведениях нашей коллекции, нельзя обойти вниманием книгу, с которой началось формирование графического романа как самостоятельного жанра, его противопоставление развлекательным комиксам.
 
Уилл Айснер занимался комиксами всю свою жизнь: начинал с создания развлекательных историй, рисовал супергеройские серии, а позже начал изучать комиксы как явление массовой культуры и современного искусства. Айснер исследовал границы жанра комикса, а также вел работу по их популяризации. Из-под его руки вышло множество интересных историй, но шедевр, который навсегда вписал его имя в историю комикса, был создан в 1978 году.

Повествование книги «Контракт с Богом» (18+) складывается из четырех черно-белых новелл, каждая из которых оставляет тяжелый осадок. Айснер не стремится к хэппи-энду, он показывает жизнь такой, какая она есть в действительности, со всем плохим, что в ней есть. Автор не раз говорил, что в основу образов его героев легли реальные люди. Прототипом одного из персонажей стал и сам Айснер. Главная новелла в книге
«Контракт с Богом» была придумана им после смерти дочери. Работа над этой историей стала для него путем преодоления внутреннего кризиса. Довольно быстро основную новеллу дополнили еще три рассказа, связанные с ней местом действия и общей атмосферой разочарования, отчаяния и упадка. Сборник получил общее название «Контракт с Богом и другие истории арендного дома» и стал единым целым.

Арендный дом № 55 на Дропси-Авеню – это типичное общежитие, в котором живут бедные семьи, не способные в период Великой американской депрессии позволить себе жизнь получше. Среди них много иммигрантов, в том числе евреев, к которым в США тех лет было весьма скверное отношение. Впрочем, никто из героев не предстает перед читателем в амплуа героя, злодея или жертвы. Все люди наделены как интересными, яркими чертами, так и по-настоящему омерзительными и отталкивающими.

«Контракт с Богом» – комикс не для легкого чтения. Многие могут задаться вопросом, почему графический роман, посвященный таким темам, стал культовым. Однако нужно понимать, что Айснер предвосхитил десятки фильмов, книг и комиксов, которые будут говорить о том же, но уже позже, более того, сделал это впервые в формате рисованной истории. Он создал роман, где показал жизнь такой, какая она есть: неприятной, угнетающей, полной эгоистичных и странных поступков.

С визуальной точки зрения «Контракт» построен очень необычно. Автор активно экспериментирует с рисунком, меняя стилистику от сцены к сцене: где-то рисует стандартные страницы, разбитые на панели, где-то изображает персонажей без фона, где-то создает немые сцены, передовая содержание только силуэтами фигур героев и их жестов. Каждая история из-за разнообразной подачи ощущается уникальной. У них разный объем, темп повествования. Видно, что автор ставил одной из задач сделать их максимально отличающимися, чтобы читателю каждая запомнилась не только тематикой, но и подачей.

«Контракт с Богом» определил эстетику и визуальный язык графического романа на долгие годы вперед. Именно успех Уилла Айснера породил огромное количество серьезных произведений, которые выделялись на фоне прочих комиксов.

А статус мэтра графического романа за Айснером окончательно закрепился в 1988 году, когда была учреждена международная премия в области комикса его имени. Всего в премии 30 категорий от лучшего сценариста, художника, колориста до лучшей антологии, вебкомикса и юмористического сборника. Для комикс-индустрии Премия Айснера – это как «Оскар» для кинематографа, а сам автор до своей смерти в 2005 году оставался почетным членом жюри.

Ознакомиться с культовой книгой Уилла Айснера можно в секции комиксов нашей библиотеки, если вам уже есть 18 лет.