Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

С любовью к сибирской земле

К 130-летию со дня рождения художника Бориса Лебединского

Гравюры этого художника с видами старинного Иркутска наверняка знакомы многим. Их довольно часто можно встретить в книгах по истории нашего города. Башни Иркутского острога и улочки Иркутска XVIII века, величественные пейзажи Байкала и сибирской тайги словно оживают в яркой, чистой живописи и филигранной графике Бориса Ивановича Лебединского (1891—1972).        
 
Несмотря на то что родился и вырос Борис Иванович в Петербургской губернии, большую часть жизни он провел в Иркутске. Он приехал в Прибайкалье еще до начала Октябрьской революции «на этюды» и остался здесь на долгие годы.
 
Воспитывался будущий график и живописец в семье потомственного диакона и мог бы пойти по стопам отца. Но уже учась в духовной семинарии, Борис принял решение стать художником. В 1907 году он поступил в частное художественное училище барона Штиглица, а еще через 4 месяца перешел в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, которую окончил в 1913 году.
 
В Сибири в творческую биографию художника наряду с пейзажем вошла и осталась одной из ведущих на всю жизнь тема исторического прошлого Иркутска. Работая над воссозданием облика старого города, художник многие часы провел в архивах и библиотеках, внимательно изучая иркутские летописи и подробности возведения строений прошлых веков. Его альбомы «Московские ворота» и «Иркутский острог» стали не просто работами художника, но и бесценными историческими документами. Именно благодаря гравюрам Лебединского удалось к 350-летию Иркутска восстановить Московские ворота в исторически первозданном виде.
 
        
 
В 1932 году Борис Иванович уехал в Ленинград. Сам Вениамин Семенов-Тян-Шанский, выдающийся географ, пригласил его научным сотрудником в свое любимое детище — Центральный географический музей. Лебединский участвовал в создании видовых картин и панно, панорамных макетов, рельефных карт и географических моделей.
 
Вдохновенный и самоотверженный труд в музее был прерван в апреле 1933 года, когда художник был осужден по статьям 58—10 и 11 УК за хранение антисоветской литературы (он согласился помочь выселенной семье арестованного знакомого художника спрятать домашнюю библиотеку). Борису Лебединскому присудили 5 лет лагерей. Отбыв год на Соловках, он был условно-досрочно освобожден после многочисленных ходатайств и прошений о помиловании. После освобождения проживать в Ленинграде Лебединскому было строго запрещено, и художник с женой и дочерью выехал на жительство в Старую Руссу.
 
В Иркутск Борис Иванович вернулся только в 1944-м и сразу с головой окунулся в работу: преподавал в художественном училище, трудился художником в Иркутском отделении Художественного фонда СССР, активно участвовал в послевоенных областных, республиканских и всесоюзных выставках. Ярко Борис Лебединский проявил себя и на общественном поприще: он возглавлял Иркутскую комиссию по охране памятников старины и искусства, а также в течение трех созывов избирался депутатом Иркутского городского совета.
 
В Иркутске творчество художника обрело необыкновенную популярность и востребованность. Большими тиражами стали издаваться его альбомы графики и живописи с видами старого и нового Иркутска, а также природы Байкала. Кстати, альбомы Лебединского, посвященные священному озеру, которые были выпущены в 1957 и 1966 годах, хорошо известны как иркутянам старшего поколения, так и коллекционерам со всей страны. Эти альбомы уже стали библиографической редкостью и высоко ценятся знатоками, но мало кто знает, что именно с них и начался в бывшем Советском Союзе массовый интерес к Байкалу. Художник, чьи работы покупали и везли в подарок в столицу и в другие города страны, только одним своим творчеством смог привлечь внимание к проблеме сохранения уникального памятника природы. Именно его байкальские альбомы способствовали возникновению в СССР общественного движения в защиту «сибирского моря».
 
За заслуги в развитии советского искусства художник был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Бориса Ивановича Лебединского не стало в 1972 году. Вся его жизнь — достойнейший пример служения Отечеству. 

Его произведения находятся в собраниях центральных музеев страны: Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а также во многих крупных коллекциях сибирских городов.