Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Руту Модан. «Имущество»

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как меняются люди и города спустя несколько десятков лет и целый ряд трагических и масштабных исторических событий? Предлагаем поразмышлять на эту тему вместе с автором известного израильского комикса.

Руту Модан родилась и выросла в Израиле в семье медиков, но вместо того чтобы продолжить профессиональную династию, стала художницей и активным популяризатором комикс-культуры. Ее работы сочетают в себе национальный колорит и обращение к общечеловеческим вопросам и проблемам. Заслуживший мировую славу комикс «Имущество» эту особенность демонстрирует в полной мере. Уже только тот факт, что образ одной из главных героинь основан на реальных характерах бабушек художницы, а многие суждения героев долгое время принадлежали самой Руту, говорит о многом.

В центре повествования графического романа пожилая, но очень активная и экспрессивная еврейка Регина Сегал, которая отправляется в сопровождении своей внучки Мики из Тель-Авива в Варшаву. На руках у главной героини письмо и документы от некоего уважаемого польского юриста, утверждающего, что за семейством Сегал сохранилось право на квартиру, принадлежавшую когда-то отцу Регины, эмигрировавшему вместе с семьей из Польши в начале Второй мировой войны. Подобные имущественные ситуации не редкость: многие евреи, в спешке покидавшие Варшаву, бросали свои дома. На сегодняшний день правительствами двух стран разработаны отлаженные механизмы возвращения такой недвижимости ее исконным владельцам, поэтому фактическая составляющая фабулы в комиксе проработана на реальном жизненном материале.

Однако по ходу повествования быстро становится понятно, что в этой истории все не так чисто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Рутинная юридическая поездка превращается в настоящий детектив с семейными тайнами, погонями и загадочным преследователем, а поиск старого адреса на узких улочках Варшавы – в историю поиска собственных корней и попытку понять себя через соприкосновение с важным коллективным опытом своего народа.

Впрочем, в нуарную историю такой поворот сюжета комикс не превращает – в основном в силу яркости, комичности и даже гротескности характеров как основных, так и эпизодических персонажей. Регина Сегал словно вышла из анекдотов про типичную еврейку. Она легко попадает в двусмысленные ситуации, ввязывается в скандалы и склоки, резко меняет решения и страдает от перепадов настроения. Мика в некотором смысле оказывается барышней под стать старшей родственнице: она легка на подъем, но упряма, своевольна, взбалмошна и раздражительна. Совершенно непонятным, но очень прилипчивым и где-то откровенно раздражающим выглядит сначала и «друг семьи» Авраам Ягодник, мотивы которого совершенно не понятны читателю почти до самого конца. За бесконечными перепалками и забавными ситуациями, из которых складывается неделя героев в Варшаве, читатель на некоторые мгновения совершенно забывает, что держит в руках комикс о последствиях холокоста.

Таким образом, несмотря на мрачный исторический контекст, в котором разворачивается сюжет «Имущества», это веселый, человечный и вопреки всей неидеальности главных героев затягивающий комикс.

Удивительно, как при довольно небольшом объеме и легкости повествования автору удается вместить в историю множество сюжетных линий и ярких характеров даже эпизодических или вовсе «закадровых» персонажей. При этом все они не перемешиваются и не становятся какофонией голосов, а логично складываются в показательную картину жизни одной семьи и целых двух наций.

Каждый из героев вынужден взаимодействовать с прошлым, переосмысливать его, извлекать уроки и учиться жить дальше. Автор стремится показать, как временная дистанция может превращать самых близких людей в соперников или врагов, как с возрастом стираются и изменяются жизненные приоритеты, а память о прошлом мешает строить полноценное и здоровое настоящее. В конечном итоге можно сказать, что «Имущество» – это графический роман о переживании и проживании коллективной национальной памяти, преодолении культурной травмы и попытке освобождения от груза прошлого.

Финал истории порадует: «зло» будет разоблачено и великодушно прощено, любовь восторжествует, прошлое останется в прошлом, а семейные узы одержат верх над всеми невзгодами.

По стилю рисовки работа Руту Модан – классический европейский комикс «чистой линии»: автор не использует замысловатых и сложных форм, полутонов и не детализирует фоны, сосредотачиваясь на фигурах персонажей и значимых элементах. Здесь нет речи автора или внутреннего монолога героев, только реплики и невероятно выразительные, нередко гиперболизированные жесты, эмоции и позы. «Имущество» можно легко дать почитать человеку, впервые знакомящемуся с таким видом искусства, как комиксы. Причем как юному читателю, так и людям старшего поколения.

За комикс «Имущество» Руту Модан была награждена престижной премией Уилла Айснера (2014), а также номинирована на премию Игнца и премию Международного фестиваля комиксов в Ангулеме. Критики, члены жюри и искушенные читатели называют главной особенностью и отличительной чертой творчества Модан умение найти баланс между действительно серьезными темами и легкостью повествования.

Теперь возможность познакомиться с всемирно известным графическим романом есть и у читателей нашей библиотеки.