Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Мексиканский модернизм

Фрида Кало (1907–1954) стала одним из кумиров нашего времени благодаря своим работам и – возможно, даже в большей степени – собственному образу в фотографии и живописи. Центральной темой творчества Фриды Кало является сама Фрида. Ее лицо, ее страдающее и израненное тело, любовные интриги и трагедии это плоть и кровь ее живописи, яркой и жестокой, пестрящей традиционными цветами ее родины Мексики.

       

«Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри» является одним из самых известных. Фрида завершила его в 1940 году, ровно через год после болезненного разрыва отношений с возлюбленным – мексиканским художником Диего Риверой.

Каждая деталь в картине имеет особое значение. Изображенные на ней символы-приметы могут даже напугать. Это и черная кошка
символ грядущего удара судьбы, которая пристально глядит на зрителя, выгнув спину за плечом художницы. Это и ожерелье, терновым венцом впивающееся в кожу и напоминающее о страданиях Христа. Даже колибри, обычно ассоциирующийся с удачей, здесь кажется распятым. Жестко расправленные крылья птицы прибиты к шипам, которые медленно душат Кало.

Две бабочки на голове художницы (их, как правило, считают символом перерождения), кажется, вот-вот вспорхнут. Но их взлету мешают любопытные существа – отчасти стрекозы, отчасти цветки. Они пикируют вниз и пересекают воображаемую траекторию бабочек, которые перед лицом опасности вдруг начинают защищаться и превращаются из предвестников надежды в жестокое воплощение невидимых мук, когда-то пережитых Кало.

На первый взгляд картина кажется неумолимо затягивающейся удавкой безысходности жизни. Однако приглядитесь, и вы увидите, что художница разрушает мрачную атмосферу тонким намеком. С вездесущими предвестниками беды резко контрастирует спокойный, хладнокровный знак восстановления порядка. Это лемниската
символ бесконечности, который как гармоничный геометрический нимб венчает голову Кало.

Больше о картинах художницы можно узнать из книги «Фрида Кало». Ее авторы Акилле Бонито Олива и Марта Замора – историки искусства. Спрашивайте новинку в нашей библиотеке!