Фрида Кало (1907–1954) стала одним из кумиров нашего времени благодаря своим работам и – возможно, даже в большей степени – собственному образу в фотографии и живописи. Центральной темой творчества Фриды Кало является сама Фрида. Ее лицо, ее страдающее и израненное тело, любовные интриги и трагедии – это плоть и кровь ее живописи, яркой и жестокой, пестрящей традиционными цветами ее родины – Мексики.
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BE2.jpg)
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BE1.jpg)
«Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри» является одним из самых известных. Фрида завершила его в 1940 году, ровно через год после болезненного разрыва отношений с возлюбленным – мексиканским художником Диего Риверой.
Каждая деталь в картине имеет особое значение. Изображенные на ней символы-приметы могут даже напугать. Это и черная кошка – символ грядущего удара судьбы, – которая пристально глядит на зрителя, выгнув спину за плечом художницы. Это и ожерелье, терновым венцом впивающееся в кожу и напоминающее о страданиях Христа. Даже колибри, обычно ассоциирующийся с удачей, здесь кажется распятым. Жестко расправленные крылья птицы прибиты к шипам, которые медленно душат Кало.
Две бабочки на голове художницы (их, как правило, считают символом перерождения), кажется, вот-вот вспорхнут. Но их взлету мешают любопытные существа – отчасти стрекозы, отчасти цветки. Они пикируют вниз и пересекают воображаемую траекторию бабочек, которые перед лицом опасности вдруг начинают защищаться и превращаются из предвестников надежды в жестокое воплощение невидимых мук, когда-то пережитых Кало.
На первый взгляд картина кажется неумолимо затягивающейся удавкой безысходности жизни. Однако приглядитесь, и вы увидите, что художница разрушает мрачную атмосферу тонким намеком. С вездесущими предвестниками беды резко контрастирует спокойный, хладнокровный знак восстановления порядка. Это лемниската – символ бесконечности, который как гармоничный геометрический нимб венчает голову Кало.
Больше о картинах художницы можно узнать из книги «Фрида Кало». Ее авторы Акилле Бонито Олива и Марта Замора – историки искусства. Спрашивайте новинку в нашей библиотеке!
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BE3.jpg)
![](/../../../../upload/userfiles/media/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BE4.jpg)