Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

Конец прекрасной эпохи

Зоркость этих времен —
это зоркость к вещам тупика…
Иосиф Бродский
 
Что лучше — смотреть фильм или читать книгу?
Когда мы пытаемся заменить книгу экранизацией или сравнить ее с любимой кинокартиной, мы поступаем как минимум неправильно. Все-таки кино и литература — это два разных вида искусства. Поэтому выбирать между фильмом и книгой — все равно что спорить, что лучше — живопись или балет.
Не ограничивайте себя: читайте хорошие книги и смотрите интересное кино — только тогда вы получите и пользу, и эстетическое удовольствие. Выбор всегда за вами.
А мы предлагаем вашему вниманию хорошую подборку книг, по мотивам которых сняты художественные фильмы.
 
Сергей Довлатов — советский и американский писатель, журналист. В эмиграции он прожил 12 лет, но успел написать дюжину книг, которые стали популярными не только в США и Европе, но и в России.
Произведения Довлатова долгое время были в СССР под запретом. Сейчас он самый читаемый советский писатель второй половины XX века, а его произведения давно разобраны на цитаты. Его сборники рассказов «Чемодан», «Компромисс», «Наши», «Соло на ундервуде: Записные книжки» и «Зона: Записки надзирателя» до сих пор пользуются особой популярностью.
Жизнь Сергея Довлатова была короткой, но с нами остались его уникальные книги. Этому человеку было что сказать людям, и он воспользовался своим даром в полной мере.
 
Сергей Довлатов. «Компромисс»
18+
 
Это сборник, в который вошло 12 новелл («компромиссов»). Они создавались в 1973—1980 годах, а в единую книгу были собраны в 1981-м.
Сюжеты для новелл были взяты из журналистского опыта Сергея Довлатова в эстонской русскоязычной газете «Советская Эстония» (1972—1975). У каждой новеллы есть газетная преамбула, в которой показывается результат журналистской работы героя, а в самих новеллах — процесс этой работы. Завуалированная философия жизни писателя открывается при прочтении нескольких новелл. Конечно, «Компромисс» не та книга, с которой следует начинать знакомство с автором. Скорее ее перечитывают в поисках довлатовских афоризмов и крылатых фраз, когда писатель уже полюбился. Неповторимый слог Довлатова, его юмор и сарказм проникают в душу, заставляют смеяться и грустить одновременно. В общем, настоятельно рекомендуем к прочтению!
 
Фильм «Конец прекрасной эпохи»
16+
 
Российский художественный фильм по рассказам Сергея Довлатова из сборника «Компромисс» был снят режиссером Станиславом Говорухиным в 2015 году. Картина стилизована под черно-белое «оттепельное» кино. Сюжет фильма соответствует повествованию новелл.
Действие начинается в 1965 году. Молодой ленинградский журналист и писатель Андрей Лентулов увольняется из газеты и по приглашению друга переезжает из Ленинграда в Таллин, где устраивается на работу в газету «Советская Эстония». Основное действие фильма происходит в 1969 году. Яркий образ героя и его эстетику передал актер Иван Колесников, который получил премию «Ника» за главную роль в этом фильме, а также премию «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль».
 
Некоторые факты о фильме:
 
● По словам Говорухина, название фильма отсылает к одноименному стихотворению Иосифа Бродского, а также к эссе самого Довлатова с тем же заглавием. Согласно оценке режиссера, и Довлатов, и Бродский подразумевали под прекрасной эпохой период постсталинской оттепели.
● Действие фильма происходит в период с 1965-го по 1969 год, в то время как сборник новелл «Компромисс» повествует о периоде с конца 1972-го по 1975 год.
● Фильм получил три престижные кинематографические награды в разных номинациях: «Ника», «Золотой орел» и «Золотой Феникс».
 
Компромисс для Довлатова, Бродского и Говорухина, молодость которого пришлась как раз на времена описываемой эпохи, ощущается у всех по-разному. Чтобы понять эту разницу, стоит прочитать «Компромисс» Довлатова и не менее прекрасные стихи Бродского «Конец прекрасной эпохи», а также посмотреть фильм Станислава Говорухина.
 
Все перечисленные книги можно найти в отделе обслуживания нашей библиотеки или уточнить о наличии издания по тел. (3952) 710-469.