Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

Классика жанра

125 лет назад был опубликован роман Брэма Стокера «Дракула»
 
Любители пощекотать себе нервы ужастиками, среди читателей были всегда. К настоящему времени сформировался полноценный жанр литературы ужасов или хоррор. Это явление плотно вошло не только в литературу, но и в кино, живопись, компьютерные игры. Говоря коротко, хоррор –  это часть искусства призванная напугать того, кто пытается ее читать, смотреть или играть в нее. Первоначальным источником литературы данного жанра был фольклор. Описания лесных и морских чудовищ, рассуждения о загробной жизни, добре и зле и т.д. Изначально всё это приводило людей в ужас. Плюс такие истории имели и поучительный характер, как для детей, так и для взрослых. 
 
Намного позже уже сформировался готический роман. Возникновение готической литературы датируют второй половиной 18 века. Как правило, это были произведения, основанные на ощущении страха у читателя, с элементами мистики, фантастики и тайн. 
 
Основными элементами готического романа становятся мрачный замок; семейные тайны и проклятия; мистичные герои (вампиры или оборотни), и конечно же, средства литературы, которые побуждали в читателях страх и держали в напряжении.
 
Роман Брэма Стокера «Дракула» стал классикой данного жанра литературы и послужил причиной бурного всплеска всемирного увлечения «вампирской» темой, не утихающего по сей день. Этот канонический образ еще не раз будут использовать в своих произведениях писатели-фантасты. Огромное количество посвященных вампирам книг и фильмов, появившихся в XX и XXI веках, обязано своим существованием именно «Дракуле» Б. Стокера
 
За всю историю существования в кино и искусстве этот образ успел побывать главным героем множества фильмов, комиксов, аниме и мультиков, а также одним из основных персонажей Хэллоуинских вечеринок. 
 
Историю самого знаменитого в мире вампира Брэм Стокер передал через записи в дневниках и письма героев. Выбор эпистолярного жанра был неслучайным. Писатель хотел придать истории достоверности и навести на читателя ужас. 
 
Джонатан Харкер отправляется в загадочный замок, хозяин которого хочет приобрести у него недвижимость. Очень скоро мужчина понимает, что попал в ловушку, а будущий покупатель не только представляет реальную угрозу для молодого человека, но и хочет навредить его невесте Мине. Ему на помощь приходит ещё один канонический герой — профессор Абрахам Ван Хельсинг… 
 
Роман Брэма Стокера был опубликован в 1897 году. Прежде чем его написать автор провел несколько лет, исследуя историю, мифы и народные поверья восточной Европы. Его персонаж является наполовину выдумкой мифов, наполовину – литературным героем, имеющим реального прототипа.
 
«Дракула» — это имя реально существовавшего человека, Влада Дракулы (что означает «Влад Цепеш»). Это был валашский принц, живший в пятнадцатом веке, который получил дурную славу благодаря тому, что отличался жестокостью и любил пытать своих врагов. В отличие от реального Влада Дракулы, стокеровский вампир жил в карпатских горах в Трансильвании. Легенды о вампирах были популярны в восточной Европе и на Балканах, однако до появления стокеровского романа Трансильвания не ассоциировалась с этими существами. Сербия, а не Румыния, как принято считать, была истинной колыбелью легенд о вампирах. Брэма Стокера консультировал венгерский ученый-ориенталист, путешественник и краевед Арминий Вамбери. Сюжет романа имеет отсылку на имя этого ученого — профессор Ван Хелсинг ссылается на сведения, полученные им от близкого друга, профессора Арминия из Будапешта.
 
В свое время «Дракула» Брэма Стокера получил позитивные отзывы, но не имел ошеломительного успеха, пока не был экранизирован. К сожалению, Брэм Стокер так и не узнал, что его роман стал культовым, а созданный им образ стал настолько мощным и архетипичным, что повлиял на все дальнейшие истории о вампирах. 
 
О «Дракуле» Брэма Стокера можно говорить бесконечно, но лучше просто открыть бессмертный роман о зловещем и загадочном трансильванском графе-вампире и погрузиться в его причудливую, таинственную и завораживающую атмосферу.