Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Хирому Аракава. «Стальной Алхимик»

Полное издание манги, которое по праву считается одной из самых популярных в мире

Для мира манги эта серия – явление поистине удивительное и необычное. Первая масштабная авторская работа Хирому Аракавы хотя и относится формально к жанру сёнен (манги для мальчиков-подростков), разительно отличается от самых популярных его представителей, удерживая при этом высокие рейтинги и уже много лет оставаясь в первой десятке таких списков, как «лучшая манга всех времен», «лучшая манга по версии Министерства культуры Японии» и «самая коммерчески успешная манга в мире». С одной стороны, в этой истории есть все, что поклонники привыкли видеть в сёнен-манге: герои-подростки, которые ищут свой путь в жизни, развивают способности, отстаивают свои идеалы, защищают друзей, сражаются с врагами… С другой – для просто подростковой истории здесь слишком много поднимается сложных этических и философских вопросов, а идейно-смысловым центром повествования оказывается не только и не столько становление героя, сколько темы нравственной и социальной ответственности личности, обладающей какой-либо силой, знанием или властью.

Действие манги разворачивается в условно вымышленном мире государства Аместрис, где алхимия, временами напоминающая классическую фэнтезийную магию, имеет под собой вполне научную основу и занимает место главной технической и военной силы. Однако по уровню развития цивилизации мира алхимиков в нем легко угадывается реальная Европа начала XX века со всеми характерными для нее чертами: культом технического прогресса и гонкой за научными открытиями, безумными экспериментами и крахом гуманистических идей, расовой и классовой ненавистью. Социальная проблематика манги сознательно прорабатывалась Хирому Аракавой достаточно глубоко. Она изучала документальные фильмы о тоталитарных формах государственной власти, восстаниях и гражданских войнах, общалась с беженцами, ветеранами войн и бывшими якудза. Так, в частности, на образ Шрама и сюжет конфликта аместрийцев с ишварцами явно повлияла история противостояния японцев и народа айнов.

Вероятно, именно за счет столь тщательно проработанных моментов характеры большинства даже второстепенных и эпизодических героев получились столь объемными, эмоционально и психологически достоверными. Среди них нет ни абсолютного зла, ни чистейшего добра. Протагонистам иногда крайне сложно симпатизировать, настолько неприятные методы они используют для достижения своих благих целей, а антагонисты вполне способны вызывать и жалость, и симпатию, и даже некоторое понимание в своих самых чудовищных и эгоистичных порывах.

И все же, благодаря алхимии, которая является движущей силой сюжета и основным объектом философских размышлений, комикс воспринимается не как антиутопия или фантастический боевик, а как увлекательная, динамичная, местами грустная, местами страшная, но волшебная сказка.

Завязка сюжета выглядит архетипично и тоже во многом роднит историю с волшебной сказкой: главные герои нарушают важный запрет. Потеряв мать, Эдвард и Альфонс пытаются воскресить ее при помощи алхимии, знания о которой имеют в основном из книг и записей отца, давно покинувшего семью. В процессе ритуала герои сталкиваются с силой, которую не способны ни понять, ни обуздать, и на собственном горьком опыте познают закон равноценного обмена, который впоследствии становится лейтмотивом всего повествования. Эдвард лишается руки и ноги, Альфонс и вовсе остается в мире живых лишь в качестве бесплотной души, привязанной при помощи кровавой печати к старинным доспехам. Физически искалеченные и морально подавленные герои начинают свой путь по поиску Философского камня. Увы, реальность очень быстро преподносит им новые жестокие уроки, а большие знания, подтверждая известную истину, приносят лишь большие печали. Чем более значительную силу обретают братья Элрики, чем могущественнее становятся их враги и союзники, тем настойчивее звучит в манге тема ответственности. Ученого – за каждое свое изобретение, военного – за каждое принятое решение и отданный приказ и любого человека – за нравственный выбор в условиях, когда, кажется, можно смириться с обстоятельствами, поступиться принципами и принять жестокость и несправедливость как неизбежное. По собственному признанию автора еще на самых ранних этапах работы над мангой ее увлекли философские аспекты алхимии, изложенные в средневековых трактатах. В них говорилось о гармонии с миром, о бесценности и непостижимости жизни любого существа. Именно эти идеи легли в основу той системы ценностей, к которой приходят главные герои.

Как всякая история для подростков «Стальной алхимик» не обходится ни без романтической сюжетной линии, ни без темы семьи, но и здесь Хирому Аракава умудряется удивить привыкшую к шаблонам и клише публику.

Братья Элрики друг за друга горой, в каком-то смысле они части единого целого, но все же они очень разные. Автору удается показать, что ни один из них не лучше и не хуже, а Альфонс не «второстепенный герой» только потому, что младший. Первоначально очень сильно привязанные друг к другу и во многом зависимые от чужого мнения, движимые общими целями и идеалами герои переживут мучительный процесс сепарации, осознания себя как отдельной и ценной части этого удивительного тандема и сохранят при этом тесную родственную и эмоциональную связь.

Что касается романтической линии, то «Стальной алхимик» едва ли не единственная сёнен-манга, где это не просто обязательный и необходимый атрибут, а значимая часть сюжета, развивающая события и характеры героев. Причем это справедливо не только для зарождающегося из детской дружбы нежного и серьезного чувства между Эдвардом и Уинри, но и для отношений второстепенных персонажей, о которых зачастую не говорится прямо, но можно догадаться по многочисленным деталям. Романтические истории в манге Хирому Аракавы не строятся на типичных шаблонах о «слабых девочках» и «мальчиках-защитниках», а показывают, как важна для каждого героя поддержка близкого человека, как необходимо иногда побыть слабым и неуверенным рядом с кем-то, кому полностью доверяешь, как нежные чувства и стремление заботиться о ком-то дают силы быть лучше, честнее, справедливее и увереннее в себе и выбранном пути.

Если проводить аналогии с литературой, то «Стального алхимика» можно смело назвать произведением «для семейного чтения», поскольку из всей многочисленной сёнен-манги именно он обладает всеми универсальными чертами хорошей и увлекательной «сказки для всех возрастов». А созданные по его мотивам аниме-сериалы можно смело рекомендовать для семейного просмотра и даже в качестве первого знакомства с японской анимацией как таковой. История братьев Элриков вряд ли оставит равнодушными даже тех, кто не читает комиксы и до сих пор считает мангу и аниме некоей «восточной диковинкой».