Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Рассказывает Арина Перфильева

Приглашаю вас прогуляться по Государственному Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы».
 

Тарханы – характерная для средней полосы России дворянская усадьба, на территории которой бережно сохранены мемориальные памятники и заповедные ландшафты, неразрывно связанные с именем великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Здесь, в имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, он провел детство и юность, а позже возвращался сюда во время офицерского отпуска перед отбытием на Кавказ. Сам Лермонтов называл усадьбу «страной, где душа чудесного искала».

Усадьба в окружении степных просторов, с уютным парком с белыми беседками и скамеечками и живописными прудами навсегда осталась в сердце поэта, глубоко чувствовавшего и любившего природу. В Тарханах формировались его мировоззрение, отношения к Родине, ее истории и культуре, уважение к простому народу, жизнь которого поэт хорошо знал, истоки его творчества.

Основная часть музея представляет собой комплекс зданий дворянской усадьбы начала XIX века: сохранившиеся и отреставрированные в первозданном виде барский дом и усадебную церковь Марии Египетской, а также восстановленные людскую, дом ключника, дом мельника и мельницу, теплицу и конюшни. К усадьбе примыкает заповедный парк с садами, прудами и реликтовой дубовой рощей.

Бывший помещичий дом в «Тарханах» является главным экспозиционным зданием и занимает центральное место в усадьбе. Именно с него обычно начинается экскурсионное знакомство с комплексом. Этот дом стал для поэта родным, в нем он провел свое детство, с ним были связаны первые впечатления и мечты. Здесь Лермонтов создал ряд своих произведений: стихотворение «Умирающий гладиатор», драму «Два брата», поэму «Сашка», начал писать «Тамбовскую казначейшу». Среди экспонатов музея, которые можно увидеть в доме сохранились оригиналы рукописей и черновиков поэта, а также прижизненные издания его стихов и поэм.

В 1918 году Тарханы как памятник культуры были объявлены достоянием Советского государства, владельцем усадьбы стал совхоз им. Лермонтова. С 1928 по 1930 годы в бывшем доме Арсеньевой размещалась школа колхозной молодежи, затем нижний этаж стали использовать для хранения зерна, а мезонин – для содержания домашней птицы. Однако достаточно быстро от такого утилитарного использования памятника отказались. В 1936 – 1939 годах были проведены большие реставрационные работы и усадьба превратилась в дом-музей.
 

В настоящее время дом, в котором прошло детство великого поэта, предстает перед посетителями в первозданном виде. Его внешний облик и интерьеры скрупулезно восстановлены в соответствии с описаниями и воспоминаниями, сохранившимися со времен юности поэта. В доме также двенадцать комнат, их назначение соответствуют тому, что было прежде. Дом наполнен подлинными предметами дворянского быта конца XVIII – начала XIX веков. Здесь хранятся вещи, принадлежавшие поэту, его бабушке и близким родственникам. Гостиную украшает подлинная картина М.Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони». В образной находится его ученическая работа – копия с картины художника А.П. Лосенко «Андрей Первозванный». В предметной экспозиции музея можно увидеть дорожную шкатулку поэта, его чернильницу, печатку и многие другие вещи. В доме сохранились живописные работы поэта, альбомы с его набросками и первыми стихами. Кажется, каждая вещь здесь дышит историей и хранит память о яркой и сложной личности невероятно талантливого человека, которому когда-то принадлежала.

Нам повезло с экскурсоводом. В ее рассказе без нудных цитирований школьного учебника и излишнего пафоса представал юный Миша Лермонтов со своими не по годам сложными переживаниями, семейными проблемами и необъятным внутренним миром, перевернувшим впоследствии русскую поэзию. После такого насыщенного и искреннего рассказа остается ощущение, что познакомился с юным поэтом лично, что часть его сложной и короткой жизни стала частью твоей собственной истории.

Обогнув центральное здание усадьбы, на южном склоне парка, на берегу Большого пруда можно обнаружить еще одну достопримечательность, оставляющую сильное эмоциональное впечатление. Дуб, который, по преданию, еще ребенком посадил Лермонтов. Дерево простояло в парке почти два столетия и погибло во время урагана в 1995 году. В память о поэте дерево не стали убирать, а превратили в еще один мемориальный объект.
Логическим завершением экскурсии станет посещение фамильного некрополя Арсеньевых-Лермонтовых. В часовне-усыпальнице покоится прах матери поэта, деда и бабушки. Здесь же нашел свой последний приют и Михаил Юрьевич после трагической дуэли 1841 года. Рядом с часовней могила отца поэта, захоронить которого вместе с семьей не позволила Елизавета Алексеевна. Над могилой мраморная доска с пронзительными стихами поэта:
Прости! увидимся ль мы снова?
И смерть захочет ли свести
Две жертвы жребия земного,
Как знать! итак прости, прости!..
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал...
Но понимаем был одним.
 
Музей-заповедник «Тарханы» расположен в селе Лермонтово Пензенской области. Добраться сюда можно самостоятельно на личном авто по трассе «Пенза Тамбов», на рейсовых автобусах из Пензы или в составе организованной автобусной экскурсии практически из любого крупного города юго-западной части России. В случае выбора в пользу самостоятельного посещения, не поленитесь перед поездкой заглянуть на официальный сайт музея для уточнения времени работы и расписания экскурсий: https://tarhany.ru/

Не важно, какой вариант посещения вы предпочтете, рекомендую выбирать экскурсии с ранним выездом или самостоятельно отправляться в путь с утра пораньше, дабы успеть не только осмотреть основной музейный комплекс, но и насладиться прогулкой по просторному парку, посидеть в тени раскидистых ив на берегу пруда, прочувствовать особенное обаяние этого места. Для художников, фотографов и поэтов Тарханы могут стать прекрасным источником вдохновения и местом для пленэра.

После посещения музея хочется перечитывать произведения Михаила Юрьевича Лермонтова. Кажется, теперь они становятся ближе и понятнее, чем когда-либо.