Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Дениел и Джеймс Кларк. «Дочь реки»

Весна только вступает по-настоящему в свои права, а вам уже хочется буйства летних красок и захватывающих приключений? Тогда недавняя новинка и по совместительству очередная «жемчужина» нашей коллекции комиксов не оставит вас равнодушными!
 
Дениел и Джеймс Кларк. «Дочь реки»
 
Сюжет комикса разворачивается в Южной Африке, что уже само по себе необычно и настраивает читателя на экзотические приключения. Могучая река Замбези несет свои воды через густые зеленые джунгли, обеспечивая благополучное существование представителей местных племен, как адаптировавшихся к цивилизации, так и избравших для себя традиционный, почти первобытный образ жизни. В основе конфликта реальная история строительства плотины и гидроэлектростанции Кариба, принесших, с одной стороны, пользу миллионам людей, снабдив их электричеством и обеспечив рабочими местами, а с другой, ставших источником бед для местного населения, вынужденного покинуть веками обживаемые родовые территории. Впрочем, если вы захотите найти в комиксе что-то общее с «Прощанием с Матерой» Валентина Григорьевича Распутина, эти ожидания не оправдаются. Возможно, секрет в разнице культур, а возможно – в возрасте авторов. Молодые южноафриканские художники Дэниел и Джеймс Кларки еще в предисловии предупреждают, что не имеют ничего против плотин и прогресса как таковых. Авторы смотрят в будущее с куда большим оптимизмом и надеждой, и потому, несмотря на серьезную экологическую и социальную проблематику, у них получилось создать яркую, динамичную, увлекательную и обнадеживающую историю.
 
Главная героиня, двенадцатилетняя Сику, вместе со своим отцом Тонгаем, бывшим пиратом, а ныне мирным строителем, и бабушкой живет на берегу великой реки в небольшом поселке. С момента своего появления на свет (тоже, кстати, весьма необычного) она имеет мистическую связь с рекой, способна управлять ее силой и демонстрировать разрушительную волю стихии. Шаманы племени считают девочку воплощением древнего духа реки Няминьями, бесконечно умирающего и воскресающего божества, символизирующего естественное течение жизни. Строительство плотины – большое потрясение для всего народа и огромная угроза экосистеме джунглей, а значит пришла пора Наминьями проявить себя, завершить один жизненный цикл и начать новый. Каким он будет – предстоит решать именно Сику.
 
Амбиции «белых хозяев» плотины и уверенность местных шаманов в собственной правоте, беспокойство за благополучие близких и дружба с отважным мальчишкой из совершенно другого мира, суеверные страхи и жажда наживы – все смешается в лихо разворачивающемся вокруг одной маленькой девочки сюжете. И чем опаснее происходящее, тем сильнее голос Наминьями в сознании героини, тем больше ярости слепой стихии в ее поступках. Даже сама графика комикса подчеркивает эти стремительные, как волны реки, изменения. Развороты, повествующие о размеренном течении жизни четкие и понятные, но стоит древней магии вмешаться в происходящее, картинка «плывет», границы фреймов размываются и будто вся страница идет рябью, сквозь которую проступает могущественная хтоническая сила.
 
 
Визуальный язык комикса вообще заслуживает отдельного разговора и слов восхищения. Рисунок очень яркий, глубокий и динамичный, с первых страниц погружающий в экзотическую южноафриканскую атмосферу. Каждый кадр детализирован ровно в той мере, чтобы создавать нужный эффект, но не отвлекать внимание от повествования в целом. Авторами очень точно продумана и передана игра красок, света и тени, что придает ощутимый объем и делает композицию кинематографичной на столько, что кажется, стоит моргнуть, и картинка оживет, а читатель обнаружит себя уже не за книгой, а за просмотром увлекательного мультфильма. Такая картина, пожалуй, могла бы принадлежать гениальному Хаяо Миядзаки. С работами знаменитого японского аниматора роднит комикс и целый ряд поднимаемых тем: связь человека с его прошлым, конфликт истории и современности, ответственность людей перед природой, стремление к гармоничному сосуществованию и неоднозначная роль прогресса.
 
Заметно влияние Миядзаки и в том, как изображены многочисленные герои комикса. Здесь нет однозначно «злых» и «добрых», у каждого своя правда и свои причины поступать так или иначе. При изумительном стилевом единообразии рисунка каждый персонаж получает свой собственный голос, мимику и характерные черты. Даже у неискушенного читателя не будет проблем с запоминанием действующих лиц.
 
«Дочь реки» начинается с чуда, но из фольклорной сказки быстро превращается в увлекательный приключенческий роман. Африканские предания и жутковатая магия, неразрывно переплетенная с судьбами местного населения, соседствуют здесь с погонями в стиле Индианы Джонса, блужданиями в джунглях и странствиями по руслу реки, опасными встречами с дикими животными, и людьми, первое впечатление от которых может быть весьма обманчиво, а мотивы и логика туманны и даже пугающи. Разумеется, в этом круговороте приключений найдется место и настоящей дружбе, первой любви, взаимовыручке, семейной поддержке, поиску себя и важному нравственному выбору главной героини.
 
 
Мощный мифологический подтекст сюжета как будто бы располагает к чему-то трагическому, но авторы разрешают конфликт непривычно для европейского читателя, фокусируя внимание не на формальных традициях, а на их нравственном содержании. Мир меняется, меняется жизнь обитателей Замбии. Можно не принять эти изменения и кануть во тьму истории, а можно выбрать жизнь со всеми ее переменами, стать сильными и гибкими, как звериное воплощение Наминьями, как бурный поток реки, завершить цикл старой жизни и возродиться в новом мире, подарив своему народу надежду на благополучное будущее.
 
В конечном счете можно сказать, что комикс представляет собой практически идеальный пример баланса между увлекательным авантюрным сюжетом и глубокой смысловой нагрузкой. В нем есть герои, которым хочется сопереживать, есть чему удивиться и о чем подумать. Неподдельное удовольствие от его прочтения наверняка получат и дети, и молодежь, и взрослые ценители приключенческого жанра.