Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Издания по психологии

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации серии «Секреты практической психологии». В них представлены практические материалы по профориентации и подготовке к экзаменам, по стрессоустойчивости и командообразованию, по привлечению работающей молодежи в библиотеку. В сборниках вы найдете методические рекомендации для проведения теоретических и тренинговых занятий по формированию толерантного мировоззрения, развитию навыков уверенного поведения, коммуникативных навыков, лидерских качеств, творческого мышления, саморегуляции, рационального чтения.
 
Издания адресованы молодым пользователям, специалистам, работающим с молодежью, и могут быть полезны как для групповой работы с читателями и специалистами, так и для индивидуальной работы над собой.
 
Сборники расположены в алфавитном порядке. Ознакомиться с ними можно в отделе психологии, в редакционно-издательском отделе и в зале гуманитарной литературы нашей библиотеки.
 
​​Будь лидером! : сборник игр и упражнений, направленный на развитие лидерских качеств / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. Е.Ю. Сагитова. – Иркутск, 2006. – 64 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 14).
Данный выпуск посвящен проблемам развития эффективной коммуникации, сознанию и тренировке лидерских качеств, повышению самооценки у юношества и молодых специалистов. В сборнике представлен широкий спектр игр и упражнений, психологических тестов, которые просты, эффективны и успешно применимы в тренинговой работе и практических занятиях.
 
Готовимся к экзаменам! : cтратегия и тактика подготовки и сдачи экзаменов / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. Н.В. Шадымова. – Иркутск, 2003. – 36 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 8.).
В выпуске представлены последние разработки специалистов-психологов и отражен опыт людей, прошедших все муки экзаменационных испытаний. Кроме того, в нем даны методические рекомендации к проведению психологических тренингов и список литературы. В сборнике представлены игротека «Экзамены как повод поиграть», психологический тренинг «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье?», полезные советы «Как запомнить материал перед экзаменом». Методические рекомендации помогут облегчить, ускорить и сделать занимательным процесс подготовки к экзаменам.
 
Изучаем профессии : практические материалы по проф. ориентации / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. Е.Ю. Вантеева. – Иркутск, 2008. – 41 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 18).
Выпуск посвящен проблеме осознанного выбора профессии на основе анализа собственных интересов, склонностей и возможностей читателей юношеского возраста. Разнообразные игры и диагностические методики, включенные в данный выпуск, позволят в активной форме решать вопросы, связанные с профессиональным самоопределением.
 
Игры и упражнения : для проведения тренинговых занятий по развитию социально-психологических навыков / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 2005. – 87 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 11).
В издании представлены психологические игры и упражнения для проведения социально-психологических тренингов. Это игры на доверие и сплоченность в группе, игры и упражнения на релаксацию, коммуникативные и ролевые игры, профориентационные игры, а также игры на развитие навыков толерантности и правового самосознания.
 
Как повысить стрессоустойчивость : методические рекомендации / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 2008. – 54 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 17).
В выпуске представлены практические материалы, в которых рассматриваются актуальные проблемы и современные представления о стрессоустойчивости. Новые знания будут способствовать повышению адаптационных возможностей и развитию навыков саморегуляции.
 
Как разрешить конфликт и быстро выйти из стресса? / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 1997. – 54 с. – (Секреты практической психологии).
Настоящий сборник состоит из двух самостоятельных частей. Первая – «Искусство разрешения конфликтов» – посвящена теме поведения в конфликтной ситуации, поиску алгоритмов управления конфликтами. Вторая – «Как противостоять стрессу?» – представляет интерес для тех, кто хочет овладеть навыками, позволяющими снижать негативные проявления стрессовых реакций, противостоять усталости, освоить основные приемы саморегуляции.
 
Как стать уверенным : сборник методических рекомендаций по развитию навыков уверенного поведения / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. Е.Ю. Сагитова. – Иркутск, 2005. – 58 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 12).
Выпуск посвящен проблемам формирования и развития уверенности в себе, коррекции самооценки, а также опыту проведения социально-психологических тренингов для читателей юношеского возраста по овладению навыками уверенного поведения и приемами психорегуляции.
 
Материалы по проведению занятий по толерантности [Электронный ресурс] : 12+ / Иркут. обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина ; сост. О. В. Коренкова ; ред. Е. Г. Зандер. – Иркутск, 2015. 
В данный сборник вошли практические материалы, посвященные формированию толерантного мировоззрения у молодежи. Вниманию читателей представлена методическая консультация «Формирование толерантного сознания молодежи в библиотеке». В нем даны психологические игры и упражнения, а также интерактивная лекция для молодежи, которые проводились специалистами Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Комплексные меры профилактики экстремистских проявлений» (2012-2014 гг.). Представленные материалы дополнительно сопровождаются библиографическими списками литературы.
 
Методы активизации мышления : методические рекомендации / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 1998. – 46 с. – (Активные методы обучения).
Данные методические рекомендации начинают серию, посвященную активным методам обучения (АМО). Целью издания является обзор наиболее эффективных из них. Эти методы можно использовать в дополнительном образовании, курсах повышения квалификации, семинарских и тренинговых занятиях. Методические рекомендации могут быть использованы теми, кто ведет групповые занятия и хочет получить мощный инструмент, позволяющий слушателям в короткие сроки усваивать большой объем материала, а преподавателю (ведущему) сделать учебный процесс подлинно проблемным по содержанию и эффективным по форме.
 
Некоторые социально-психологические аспекты работы библиотек с юношеством / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. М.Б. Кац, В.А. Гордеева, А.А. Судомойкин. – Иркутск, 1997. – 78 с.
Сборник включает методические разработки и материалы социологических исследований отдела психологии и социологии, являющиеся логическим продолжением большой тренинговой работы. Также в нем представлены методические рекомендации по проведению психологических игр и тренингов для читателей.
 
Основы лидерства : методические рекомендации молодым специалистам для овладения навыками эффективного управления и лидерства / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 2006. – 64 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 13).
В сборнике представлены методические рекомендации, которые помогут молодым специалистам взглянуть на лидерство как на процесс, направленный на развитие навыков эффективного управления.
 
Основы саморегуляции : методические рекомендации для проведения теоретических и тренинговых занятий / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 2003. – 76 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 9).
Выпуск посвящен проблемам психической саморегуляции и опыту проведения социально-психологических тренингов для читателей юношеского возраста по овладению навыками самопомощи в трудных эмоциональных ситуациях. В нем представлены материалы для обучения основам саморегуляции и эмоциональной устойчивости.
 
Основы толерантности : методические рекомендации для проведения теоретических и тренинговых занятий по развитию навыков толерантности / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 2004. – 63 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 10).
Выпуск посвящен проблемам воспитания толерантного сознания и развития навыков толерантного поведения. В нем представлены материалы, которые адресованы методистам, психологам, педагогам с целью помочь им в обучении читателей юношеского возраста основам толерантности. Материалы сборника могут быть полезны как для групповых тренинговых занятий, так и для индивидуальной работы над собой.
 
Привлечение работающей молодежи в библиотеку [Электронный ресурс] : методические рекомендации : 12+ / Иркут.обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина ; сост. О.В. Коренкова ; ред. Е.Г. Зандер. – Иркутск, 2015. 
В основу данных методических рекомендаций легли практические разработки специалистов Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина. В них также приведены успешные примеры участия работающей молодежи в мероприятиях библиотек Иркутской области. Основное внимание обращено на эффективные способы привлечения молодых людей в библиотеку. Как показывает практика, клубные и игровые формы работы с молодежью являются самыми успешными. Специалистами ОЮБ им. И.П. Уткина опробованы, объединены и представлены в издании оба способа, которые применимы в библиотечной практике. В издании рассмотрен вопрос о том, как приглашать рабочие коллективы и налаживать с ними контакты, подробно описана техника установления новых контактов. Пример коммерческого предложения библиотечных услуг приведен в приложении. Как пример эффективной рекламы библиотечных услуг представлены афиши акции «Библионочь», а также материалы о создании молодежного клуба в библиотеке. Ценным практическим материалом для библиотекаря станет сценарий литературного квиза, проведенного специалистами ОЮБ им. И.П. Уткина в 2015 году. 
 
Проблема бессознательного в психологии. Психодинамический подход в теории и практике : информационный анализ / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 1998. – 51 с.
В данной работе представлен информационный анализ по теме «Проблема бессознательного в психологии». Его целью ставилась задача освещения основ психодинамического подхода З. Фрейда и К. Юнга к изучению личности, а также методологические исследования глубинных психодинамических процессов.
 
Развитие творческого мышления : методические рекомендации по развитию творческого мышления и креативных способностей / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии ; [сост. Е. Ю. Вантеева]. – Иркутск, 2011. – 49 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 19).
Разнообразные техники, игры и упражнения, включенные в данный выпуск, позволят преодолеть барьеры, препятствующие раскрытию творческого потенциала.
 
Социальная адаптация. Исследования. Практика : материалы психологических исследований проблем социальной адаптации молодежи и методические рекомендации по развитию социальных навыков / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 2001. – 72 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 6).
В сборнике представлены материалы психологических исследований и опыт практической работы специалистов-психологов, работающих с юношеством, а также методические рекомендации к проведению тренинга по развитию навыков беcконфликтного общения. Сборник адресован методистам, психологам, социальным педагогам и всем, кто работает с юношеством и кому небезразличны проблемы подрастающего поколения.
    
Социально-психологические особенности читателей юношеского возраста / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 1999. – 93 с. – (Секреты практической психологии).
Целью работы является решение двух задач: 1) собрать воедино и интегрировать сведения о юношестве как о читателях и пользователях библиотеки; 2) дать библиотекарям положительные знания об особенностях работы с читателями юношеского возраста и человеческой коммуникации.
 
Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения : методические материалы / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева, Е.Ю. Сагитова. – Иркутск, 2002. – 48 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 7).
Выпуск посвящен опыту проведения социально-психологических тренингов для читателей и молодых специалистов областных библиотек в рамках целевых программ отдела психологии и социологии. В сборнике представлены методические материалы, которые адресованы методистам, психологам, социальным педагогам с целью помочь им в обучении молодежи коммуникативным навыкам, психологической и социальной компетентности. Материалы могут быть полезны как для групповых тренинговых занятий, так и для индивидуальной работы над собой.
 
Тактика работы с агрессивно настроенным читателем [Электронный ресурс]: методические рекомендации : 12+ / Иркут. обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина ; сост. О.В. Коренкова ; ред. Е.Г. Зандер. – Иркутск, 2016.
Материалы предназначены для библиотекарей, методистов, психологов, педагогов и других специалистов, работающих с молодежью.
 
Тренируй свою память : методические рекомендации к проведению тренинговых занятий по развитию памяти / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. Е.Ю. Сагитова. – Иркутск, 2000. – 40 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 3).
В выпуске представлен цикл тренинговых занятий по развитию внимания и памяти. Основная дидактическая цель занятий – овладение эффективными способами запоминания, рациональными навыками работы с информацией.
 
Ты выбираешь путь : сборник практических материалов по профессиональной ориентации / Обл. юнош. б-ка им. И П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. Е.Ю. Сагитова. – Иркутск, 2008. – 63 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 16).
Выпуск посвящен проблеме выбора профессии и профессиональному самоопределению читателей старшего школьного возраста. Сборник практических материалов направлен на формирование профессионально важных качеств личности, способствующих саморазвитию и сознательному профессиональному выбору молодых людей.
 
Учимся творчески мыслить : комплекс игр и упражнений, направленных на развитие творческого мышления и воображения: для читателей среднего и старшего школьного возраста / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. Е.Ю. Сагитова. – Иркутск, 2002. – 32 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 5).
В сборнике представлены игры и упражнения, направленные на развитие творческого мышления и воображения (1-я часть), игры со словами (2-я часть) и логические головоломки (3-я часть). Развитие интеллектуальных способностей детей – постоянная забота родителей, педагогов, психологов. Предлагаемый комплекс игр и упражнений даст им прекрасную возможность использовать активные методы обучения (тренинги, психологические игры), а библиотекарям поможет разнообразить формы работы с молодыми читателями.
 
Эффективная команда : методические рекомендации по командообразованию / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 2007. – 79 с. – (Секреты практической психологии ; вып. 15).
В выпуске представлены теоретические и практические материалы, в которых обсуждаются актуальные проблемы и современные представления о командообразовании. Данные методические рекомендации помогут молодым руководителям и специалистам взглянуть на командообразование как на процесс создания, сплочения и развития группы.
 
Эффективное чтение : методические рекомендации для овладения навыками рационального чтения / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина, Отд. психологии и социологии ; сост. В.А. Гордеева. – Иркутск, 2000. – 39 с.: ил. – (Секреты практической психологии ; вып. 4).
В издании представлены тренинговые игры «Скорость чтения», «Ускоренное чтение», «Приемы скорочтения». В тексте даны схемы, иллюстрации, таблицы, которые помогут вам быстро овладеть навыкам эффективного чтения. В заключение даны приложения: «Семь золотых правил быстрого чтения», «Семь блоков интегрального алгоритма чтения», «Что читать? Как читать?». Адресовано методистам, библиотекарям, психологам, педагогам, широкому кругу читателей – всем, кто хочет овладеть рациональными приемами и навыками эффективного чтения.