Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+
#project@biblio_utkina
 
«СВОЕВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ»
Цикл онлайн-лекций
 
Подросток — запутавшийся капризуля или личность, отстаивающая свои границы? Лентяй, которого нужно постоянно стимулировать, или истощенный психически организм, желающий всегда отдыхать? Эти и многие другие нелегкие вопросы постоянно терзают родителей, чье чадо неумолимо меняется на этапе между детством и взрослой жизнью. Как быть?.. Решение есть!
 
Иркутская региональная общественная организация по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства «Родители Сибири» в партнерстве с Иркутской областной юношеской библиотекой им. И.П. Уткина при поддержке Фонда президентских грантов реализуют проект «Подросток: сложный фарватер», направленный на поддержку подростков и их родителей.
 
Всем желающим предлагается прослушать бесплатный курс онлайн-лекций «СвоеВременные дети, или Чем сегодняшние подростки отличаются от всех предыдущих поколений». В роли лектора выступает Маргарита Ушакова — психолог, нарративный практик, кандидат психологических наук и мама дочери-подростка.
 
В ходе курса лектор подробно рассмотрит следующие темы:
  •  12 ноября в 11.00 — «Недетское время: как помочь подростку его чувствовать и планировать»,
  •  26 ноября в 11.00 — «Общаться с подростком без проблем»,
  •  29 ноября в 11.00 — «Что рассказывают об особенностях подростков современные научные исследования».
Лекции можно будет посмотреть в Иркутской областной юношеской библиотеке им. И.П. Уткина.
Вход свободный 12+
#БиблиотекаУткина #biblioUtkina #Иркутск #психология #подростки
 #родители #дети #дети_и_родители #РодителиСибири
 
 
«ПОДРОСТОК: СЛОЖНЫЙ ФАРВАТЕР»
Проект
 
Иркутская региональная общественная организация по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства «Родители Сибири» стала победителем конкурса Фонда президентских грантов благодаря большому проекту «Подросток: сложный фарватер», разработанному в ответ на многочисленные обращения родителей за помощью из-за отсутствия или недостаточности предлагаемой им психолого-педагогической поддержки.
 
Работа проекта направлена на формирование навыков преодоления кризиса переходного возраста у подростков (12—15 лет) и повышение компетенций, необходимых современному родителю и особенно родителю подростка.
 
Также в целях ранней профилактики решения проблем, связанных с преодолением сложностей подросткового возраста, проект осуществляет работу с семьями, воспитывающими детей предподросткового возраста (8—11 лет), и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и подростки, помещенные по решению суда в специальные коррекционные учреждения).
 
В Иркутске и районах Иркутской области запланированы мероприятия, направленные на оказание психолого-педагогической поддержки подросткам и их родителям. К ним относятся как очные форматы вроде «Курса выживания для подростков и их родителей», так и очно-дистанционные лекции, такие как «СвоеВременные дети, или Чем сегодняшние подростки отличаются от всех предыдущих поколений». Их можно посмотреть не только онлайн через Youtube-канал или в группе «Родители Сибири» в социальной сети «ВКонтакте» (ссылка на Youtube-канал: https://www.youtube.com/channel/UCoynNrua8b46eVUp9gaW78A, ссылка на группу в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/roditelisibiri2017), но и через трансляции библиотек в 38 муниципальных районах Иркутской области. Также ИРОО «Родители Сибири» запланированы бумажные пособия «Дневник самопомощи» для подростков и многое другое. Специалисты будут делиться с участниками проекта своими наработками и психолого-педагогическим опытом, а также оказывать компетентную поддержку как семьям региона, так и специалистам учреждений и НКО, работающим с семьями и детьми на местах.
 
Подростки, участвующие в проекте, смогут сформировать навыки преодоления кризиса подросткового возраста через занятость в клубной деятельности, программе наставничества, интерактивных встречах, индивидуальных и групповых консультациях психологов.
 
Родители подростков через участие в просветительских и психолого-терапевтических мероприятиях научатся необходимым навыкам поддержки своего ребенка и работы с собственным родительским стрессом, а также приобретут важные знания по вопросам основных особенностей подросткового возраста и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
 
Семьи, имеющие детей предподросткового возраста (8—11 лет), а также проживающие в отдаленных от центра сельских территориях региона, смогут обращаться за помощью к профессионалам. Эту же возможность получат воспитанники учреждений для детей-сирот и подростки, помещенные по решению суда в специальные коррекционные учреждения.
 
Цель проекта — профилактика кризисных ситуаций, связанных со сложностями взросления, в семьях с детьми-подростками, а также у детей подросткового возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 
Задачи проекта:
  •  повышение родительских компетенций в семьях с детьми-подростками для решения кризисных ситуаций;
  •  формирование навыков преодоления кризиса взросления у подростков;
  •  организация профилактической работы с семьями, где растут дети предподросткового возраста;
  • трансляция опыта профилактики кризисных ситуаций в семьях с детьми-подростками, а также у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалистам государственных учреждений и НКО, работающих с данными категориями.
 
География проекта — города и районы Иркутской области (38 территорий): гг. Байкальск, Бодайбо, Иркутск, Братск, Киренск, Зима, Саянск, Свирск, Тулун, Усолье-Сибирское, Черемхово, Ангарский городской округ; Черемховский, Жигаловский, Эхирит-Булагатский, Качугский, Осинский, Слюдянский, Зиминский, Заларинский, Куйтунский, Боханский, Усольский, Иркутский, Балаганский, Аларский, Баяндаевский, Нукутский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский, Бодайбинский, Братский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Ольхонский, Тулунский, Чунский и Шелеховский р-ны.
 
Обоснование социальной значимости
Опыт работы ИРОО «Родители Сибири» на территории Иркутской области выявил, что частота обращений родителей за психолого-педагогической помощью, связанной с подростковым периодом их детей, значительно превышает частоту обращений по проблемам, возникающим у родителей детей другого возраста. Расширяется спектр их запросов — от конфликтных взаимоотношений в семье, проблем с учебой, неразделенной любви до ситуаций крайней степени опасности: самовольных уходов из дома, употребления ПАВ, попыток суицида и других поведенческих проявлений, угрожающих здоровью и жизни подростка. Подростки, проходя через кризис взросления, переживают сложный период. Согласно результатам собственного исследования (в феврале 2022 года на базе МБОУ «СОШ № 32 г. Ангарска» было опрошено 168 человек в возрасте от 12 до 15 лет), к наиболее волнующим подростков темам относятся внутренние проблемы (комплексы, низкая самооценка), тревога и беспокойство, плохое настроение, проблемы с родителями и сверстниками. Важно учитывать, что подростковый кризис — это период поиска форм и выбор средств приложения собственных сил и энергии, а также большая, но не всегда осознаваемая и выражаемая открыто потребность в помощи со стороны тех, кто старше и опытнее. Каким будет результат этого выбора, во многом зависит от той помощи и поддержки, которую окажут подростку взрослые: родители, другие близкие родственники, а также специалисты образовательных и социальных учреждений.
 
Отсутствие рядом значимых взрослых является причиной, по которой намного острее подростковый кризис переживают воспитанники учреждений для детей-сирот и подростки, помещенные по решению суда в специальные коррекционные учреждения. Развитие системы наставничества для ребят из этой категории, их участие в мероприятиях творческой реабилитации позволяет оказать реальную помощь таким подросткам в преодолении возрастных трудностей.
 
Родители подростков говорят о том, что они и их дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке по разрешению кризисных ситуаций, обусловленных преодолением сложностей взросления, но не всегда могут обратиться за помощью по месту жительства ввиду ряда обозначенных ими причин: высокой стоимости ее получения или отсутствии помощи как таковой. В отдаленных от центра сельских территориях региона ситуация с объемом предлагаемой психолого-педагогической помощи подросткам и их семьям крайне острая: в школах отсутствует психолог, нет службы психологической поддержки для взрослых. Поэтому в проекте сделан упор на поддержку подростков и их семей в селах и деревнях, включая территории, приравненные к районам Крайнего Севера.
 
Государственные структуры, работающие в регионе с подростками и их семьями, безусловно, занимаются вопросами профилактики социально негативных явлений в подростковой среде, но их усилий явно недостаточно. Представленный проект является комплексной мерой, способствующей разрешению кризисных ситуаций, связанных со сложностями подросткового возраста: подростки получают необходимую поддержку лично от профессионалов, со стороны родителей (через усилия, направленные на рост родительских компетенций), а также от специалистов образовательных и социальных учреждений (через рост профессиональных компетенций в вопросах организации помощи подросткам). Кроме того, работа профессионалов, направленная на укрепление родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей предподросткового возраста, во-первых, познакомит семью с необходимыми навыками для преодоления трудностей грядущего возрастного кризиса; во-вторых, сформирует готовность обращаться к ним впоследствии за необходимой помощью; в-третьих, станет существенной социальной поддержкой в современных условиях.
 
Целевые группы:
  •  дети подросткового возраста (12—15 лет), в том числе оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
  •  родители подростков;
  •  семьи с детьми предподросткового возраста (8—11 лет);
  •  специалисты учреждений и НКО, работающие с семьями и детьми.
 
Срок реализации проекта: с 01.09.2022 г. по 31.12.2023 г.
Контактная информация: Иркутская обл., г. Ангарск, ул. Огарева, 4.
Веб-сайт: https://www.roditelisibiri.ru/