Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Как удачно сделать комплимент

Слово compliment французского происхождения, означает "лестное замечание, похвала". Комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства. Он удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека - потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником. Разумеется, если этот комплимент сделан умело, к месту и, самое главное, искренне. Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, это сказать ему хороший комплимент. На первый взгляд, комплимент - самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство. Несколько советов о том, как нужно говорить комплименты, как делать удачные комплименты:
 
1. Избегайте использования общих слов ("великолепно", "очень мило", "превосходно"). Стремление обобщить то, что происходит, может вызывать ощущение неискренности. Конкретные комплименты кажутся людям более искренними, откровенными. Замените общие выражения на более выразительные слова. Например, "вы очень милый человек", более удачно: "вы умный, заботливый и добросердечный человек". "Вы очень умный человек", более удачно: "вы внимательны, необыкновенно проницательны". Однако если вы используете общие слова, то добавьте к ним небольшой комментарий. Например: "Изумительно…, потому что..." (с последующим описанием очевидных наблюдений), "вы отличный музыкант, потому что вы прекрасно исполняете свои произведения", "вы хороший учитель, потому что вы внимательно относитесь к каждому из нас". Делая комплимент собеседнику, говорите, ЧТО вам нравится, и объясните, ПОЧЕМУ. Сила комплимента в его искренности. Если вы аргументируете, немного расшифровываете свой комплимент, объясняете какие-то детали, это вызывает доверие и запоминается.
 
2. Не слишком фокусируйте внимание на внешних качествах, а главным образом сосредоточьте ваше внимание на внутренних. "Вы выглядите сегодня очень красиво!", "какой великолепный наряд, он вам очень идет!" Легко делать комплименты, касающиеся внешних качеств, так как именно внешность человека мы видим в первую очередь. Если вы хотите отметить положительное, к примеру, в одежде, то сильнее и действеннее будут слова, отмечающие позитив в самом человеке, чем дифирамб элементу его одежды. Комплимент "мне очень нравится ваше пальто!" замените на более удачный: "как вы элегантны в этом новом пальто!" Комплименты, касающиеся внешности людей, нужно сочетать с комплиментами, относящимися к внутренним качествам (характер, способности и др.). Научившись сосредотачиваться на исключительных внутренних качествах, мы хвалим людей за их подлинную сущность.
 
3. Старайтесь обращать внимание не только на очевидные, но и на скрытые качества. Когда мы постоянно комментируем совершенно очевидные положительные качества, это производит меньшее впечатление, чем если бы мы замечали скрытые черты. Чем больше скрытых достоинств, "мелочей" замечают люди, тем более искренними кажутся их слова.
 
4. Не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться.
 
5. Не надо мучительно придумывать комплимент. Посмотрите на объект вашего интереса внимательно. У любого человека имеются достоинства и очаровательные особенности. Их-то и надо научиться распознавать, ведь подлинный комплимент требует заинтересованного, теплого отношения к собеседнику. Прежде чем сделать комплимент, задумайтесь о том, что именно пробуждает ваш интерес, что притягивает или вызывает именно ваше уважение. Всегда фокусируйтесь на положительных особенностях.
 
6. Важно выбрать подходящее время. Ведь комплимент может вызвать раздражение, если он неуместен.
 
7. Называйте собеседника по имени. Еще со времен Сократа и Платона известно, что для каждого человека сладчайшим звуком в мире является его имя. Если в предложении прозвучало имя собеседника, то он отнесется к нему с гораздо большим вниманием. Поэтому использование имени собеседника в комплименте усилит тот факт, что вы обращаетесь именно к нему, что этот комплимент носит сугубо личный характер. Например: "Оксана, у тебя классное платье! Оно прекрасно сидит на твоей фигуре!"
 
8. Будьте краткими при высказывании комплимента. Не надо растягивать комплимент, человеку может надоесть вас слушать.
 
9. Избегайте двусмысленности в комплиментах. Не заставляйте собеседника предполагать, что ваше высказывание имеет дополнительный подтекст. Например, фраза "какая у тебя необычная фигура", заставит человека забеспокоиться о недостаточной ширине плеч или наметившемся животике.
 
10. В комплименте недопустимо использовать наставления и поучения. Например: "ты хороший парень, но успеваемость надо подтянуть". Комплимент должен констатировать наличие характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению.
 
11. Не говорите комплименты, если вы рассчитываете что-то получить от вашего собеседника. Если вы скажете коллеге по работе, какой он интеллигентный, чуткий, какая у него творческая натура, а затем попросите тысячу рублей до зарплаты, то все ваши слова пропадут впустую. Вас надолго запишут в категорию льстецов. А у окружающих останутся негативные впечатления.
 
12. Нужно использовать реальные факты, иначе комплимент будет звучать как лесть. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Комплимент не должен противоречить фактам. Например, комплимент "ты выглядишь сегодня прекрасно!" вы адресуете человеку, который не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли. Не говорите того, что для вашего собеседника вообще нехарактерно. Например, человеку, всегда опаздывающему, не говорите, что он пунктуален.
 
13. Помогите человеку принять комплимент. Наблюдайте за реакцией человека. Если человек растерян, не знает, как ему реагировать, то имеет смысл помочь ему. Заинтересованно спросите его о чем-нибудь по теме вашего комплимента, о какой-то детали по сути вашего комплимента. Например, "Иван Петрович, вы отличный врач, потому что вы умеете уделить внимание каждому больному. Поделитесь, как вы находите время?", "Сергей, у тебя отличные туфли. Они прекрасно подходят к твоему костюму. Как ты решился выбрать такую модель?" Предложенный прием облегчает собеседнику возможность согласиться с похвалой, а вы в его глазах становитесь милым человеком, с которым приятно побеседовать.
 
Не менее существенной, чем умение делать комплименты, является способность принимать комплименты и достойно отвечать на них.
Приятно, как другим, так и себе самому, с признательностью встречать комплименты и наслаждаться ими. Не стоит отвергать комплименты, оправдываться, нужно с благодарностью принимать их. Посмотрите вашему собеседнику в глаза, улыбнитесь и поблагодарите его. Вы можете выразить свое мнение по поводу комплимента, сказать, что почувствовали. Например: "ваша машина выглядит замечательно", вы в ответ: "Спасибо, что вы это заметили. Я мыла и чистила ее все утро. Ваши слова - настоящий подарок!", или "У тебя отличная комната. Тебе, наверное, очень приятно просыпаться в таком чудесном месте", вы в ответ: "Спасибо, Света. Я специально старалась создать здесь такую атмосферу".
  
Если вам кажется, что комплимент не очень искренен, то все равно не стоит выражать противоречие, просто согласитесь с собеседником. Если кто-то хвалит вашу прическу, а вы не считаете, что она действительно хороша, все-таки поблагодарите этого человека. Приняв добрые слова в свой адрес, вы улучшаете ему настроение. Хорошее настроение вместе с улыбкой передастся вам. И вы тоже непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Приняв комплимент, подсознательно вы принимаете эту доброжелательную оценку и начинаете верить ей. Чем больше комплиментов вы принимаете, тем больше начинаете в них верить.
   
Не отвечайте одинаковым комплиментом на сделанное вам признание. Например, вам говорят: "Лена, у тебя оригинальные часики!", вы в ответ: "Твои тоже неплохие…" Это выглядит так, будто вам нечего сказать и вы вынуждены хоть как-то ответить. Похвалите собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.
  
Учитесь видеть в людях хорошее. Найти это, оценить и открыто выразить свое одобрение - вот в чем состоит искусство комплимента. Когда вы делаете искренний комплимент, то вы не только передаете информацию на вербальном уровне, но и излучаете позитивную энергию. Люди улавливают исходящие от вас положительные волны, и это располагает их к вам. Поэтому, говоря комплименты, вы не только доставляете удовольствие другому человеку, но и помогаете себе. С благодарностью принимайте комплименты. Важно научиться возвращать комплимент, достойно на него отвечать.
 
Подготовлено по материалам:
Кузин, Ф. А. Культура делового общения : практ. пособие / Ф. А. Кузин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2000. - 320 с. : ил.
Шпигель, Д. Флирт - путь к успеху / Д. Шпигель - СПб. : Питер Ком, 1999. - 160 с. - (Сам себе психолог).
Бо, В. Комплимент - сделай себе хорошо [Электронный ресурс] / В. Бо // Flirtanica [сайт]. - Режим доступа : http://www.flirtanica.ru (дата обращения : 12.10.09).