Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Профессиональное чтение библиотекаря

Библиотекари должны заниматься не только своими непосредственными обязанностями, но и непрерывным образованием, существенно повышающим уровень профессионализма. Читать профессиональную литературу в целях самообразования принято во всех сферах деятельности, и библиотечное дело не исключение. Вопросы формирования и развития читательских интересов, работа с творческой молодежью, организация выставок, массовых и профориентационных мероприятий, библиотерапия и многие другие темы изучаются и обсуждаются в библиотечной среде.
 
В этом обзоре книг представлены новинки изданий Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА), которые пополнили фонд методической литературы нашей библиотеки.
 
 
В серии «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря» (приложение к журналу «Школьная библиотека») издаются книги известных ученых и специалистов-профессионалов, позволяющие быть в курсе всего нового в библиотечном деле, формировать профессиональное сознание, повышать квалификацию, находить новые формы и методы работы, а также постоянно пополнять свою профессиональную библиотеку качественной литературой.
 
Издания посвящены теории библиотечного дела, вопросам психологии читателя, различным исследованиям и проектам в области чтения. Авторы книг известны в библиотечной среде, а их работы заслуженно становятся настольными для библиотекарей, педагогов и психологов.
 
В.П. Чудинова. «Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики»
В своей книге Вера Петровна проанализировала и оценила способы поддержки чтения в разных странах мира, осветила деятельность ряда крупных организаций, занимающихся международными сравнительными исследованиями читательских предпочтений детей и взрослых, а также привела данные новейших социальных исследований состояния чтения во время пандемии. В издании подчеркивается роль крупнейших всемирных организаций, которые занимаются политикой поддержки грамотности, чтения и литературы: ЮНЕСКО, ИФЛА, Международная ассоциация грамотности. Большое внимание уделяется подходам власти той или иной страны к развитию «наций читателей», а также приводятся примеры стратегий и практик работы приобщения к чтению подростков.
 
И.И. Тихомирова. Хрестоматия «Школа чтения: опыт, теории, размышления»
Более 300 публикаций кандидата педагогических наук, специалиста по развитию навыков чтения у детей Ираиды Тихомировой обращают на себя внимание прежде всего практической направленностью. В хрестоматии «Школа чтения» собрано более 20 воспоминаний о том, что читали в детские и юношеские годы известные русские писатели и литературные критики, являющиеся гордостью нашей национальной культуры (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский и др.). Хрестоматия поможет библиотекарям, педагогам и родителям составить четкое представление об особенностях детского восприятия. Обращаем внимание на то, что издание содержит незаменимые материалы для самообразования специалистов в области чтения и поднимает планку профессиональных размышлений о роли книги в нашей жизни.
 
И.И. Тихомирова. «Родом из военного детства: читаем, размышляем, выражаем в слове»
Это методическое пособие, составленное Ираидой Ивановной, приурочено к 70-летию Великой Победы и призвано отдать дань поколению, которое в детском возрасте пережило все ужасы войны. Целью издания было показать, на какой литературе духовно росло это поколение. Пособие предназначено для руководителей детского чтения и снабжено текстами литературных произведений для обсуждения с подростками. Книга разбита на разделы, в каждом из которых дано введение в тему, а также методические аннотации на рекомендуемые для чтения и обсуждения произведения. Каждый раздел заканчивается списком дополнительной литературы по предлагаемой теме. Большинство рекомендуемых литературных текстов – рассказы. Они не требуют много времени для чтения вслух и дают возможность вести обсуждение по свежим впечатлениям. Всего в пособии дано 34 кратких литературных портрета писателей военного времени.
 
И.И. Тихомирова. «Уроки материнского чтения»
Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы, чтобы им сопутствовал жизненный успех, чтобы они радовали нас своим умом и добрым сердцем. Одним словом, мы мечтаем о том, чтобы они выросли уважаемыми людьми и нашли достойное место в жизни. Но как этого достичь? Ответ для многих из вас может быть неожиданным: давайте возродим традиции семейного чтения. И в этом вам поможет еще одно учебно-методическое пособие Ираиды Тихомировой, которая создала систему читательского всеобуча матерей как руководителей детского чтения в семье. В пособии даются начальные знания из области психологии и педагогики детского чтения. Особое внимание уделяется диалогу матери и ребенка в процессе чтения или по его окончании.
 
А.А. Бородина. «Летняя школа чтения»
Лето, каникулы, а тут какая-то школа чтения. Отдохнуть не дадут! Но отдых бывает разным. Физическую активность целесообразно сочетать с умственной деятельностью. Отдыхая вместе с книгой, можно развиваться, и в этом главное преимущество такого времяпрепровождения.
Эта книга как своеобразная заочная творческая лаборатория летней школы чтения в библиотеках. Целью ее являются обучение, воспитание, развитие, социализация и общение в мире чтения. Освоение материалов издания повысит профессиональную читательскую квалификацию библиотекарей.
 
Д. Лоэртшер. «Новое образовательное пространство: выигрывают учащиеся»
Это издание обращает внимание на существующие проблемы школьных библиотек и отражает тенденции в развитии образовательных пространств нового типа на примере школ Северной Америки. Специалисты в области школьных библиотек из США и Канады считают, что информация, ресурсы, доступ к компьютерам и обучение в информационном мире технологий остаются необходимыми элементами качественного образования. По их мнению, пользователи чувствуют себя комфортнее в той модели информационного мира, где они легко получают доступ к интересующей их информации.