Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Обзор новинок профессиональной литературы

Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография / Российская гос. б-ка, Российская нац. б-ка, Президент. б-ка им. Б.Н. Ельцина ; отв. ред. А.Ю. Самарин. – М. : Пашков дом, 2021. – 324 с.: ил.
 
Монография посвящена современному этапу развития научно-исследовательской деятельности в библиотеках Российской Федерации. В ней проанализированы организация и тематика научных исследований в национальных библиотеках, центральных библиотеках регионов России, библиотеках системы РАН. Подробно рассмотрены основные каналы представления результатов научной деятельности библиотек (диссертации, научные отраслевые журналы, наукометрические базы данных). Книга будет интересна библиотековедам, библиографоведам и сотрудникам библиотек.
 
Справочник библиотекаря. Книга 1. Интерактивные и мультимедийные технологии продвижения чтения / авт. Н.П. Опарина, С.В. Савкина, Е.В. Роот; под редакцией И.С. Пилко. – Санкт-Петербург : Профессия, 2021. – 160 с.: ил.
 
Первый том издания «Справочник библиотекаря» посвящен интерактивным технологиям библиотечного обслуживания и продвижения чтения: игровым, мультимедийным, эвристическим. Авторы делятся методиками и практическим опытом проведения библиотечных квестов, создания мультимедийных продуктов библиотечного назначения, насыщения социокультурной деятельности библиотеки эвристическими приемами коммуникации с детьми и подростками. Издание адресовано практикующим специалистам общедоступных библиотек. Особый интерес оно представляет для библиотекарей, работающих с детской и юношеской аудиторией.
 
Будущее библиотек в условиях цифровой экономики : материалы ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 14–15 ноября 2018 г. / РНБ ; [сост.: И.А. Трушина, Н.Ю. Кузина, Т.А. Шевченко] ; [ред. С.А. Давыдова]. – Санкт-Петербург : РНБ, 2019. – 169 с.: ил.
 
В сборнике представлены материалы Всероссийского ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, проходившего в Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург) в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Тема совещания – «Будущее библиотек в условиях цифровой экономики». Основная цель – создание диалога между руководителями отрасли и ведущих библиотек федерального и регионального уровней. В рамках форума обсуждались вопросы роли библиотек как фактора инновационного развития в условиях цифрового государства в реализации национального проекта «Культура» и в формировании стратегий развития библиотечной отрасли. Издание адресовано руководителям библиотек и специалистам широкого профиля в области библиотечно-информационного дела.
 
Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.П. Мелентьевой; [Рецензенты: В.П. Дёмин, В.А. Лекторский]. – М.: Наука, 2021. – 438 с.
 
«Чтение. Энциклопедический словарь» – это первое в России энциклопедическое издание по проблемам чтения. Потребность в таком словаре обусловлена тем, что феномен чтения стал предметом изучения целого ряда наук, таких как философия, педагогика, психология, социология, книговедение, библиотековедение, филология, физиология и др. Таким образом, актуальность подготовки данного словаря определяется необходимостью обобщить накопленные профессиональные знания и предоставить их научной общественности в концентрированном виде.
Издание представляет собой наиболее полный систематизированный свод сведений о чтении как о сложнейшем и многогранном явлении. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке. Они различаются по объему – в зависимости от наукоемкости дефиниции (названия продублированы на английском языке), лежащей в ее основе. Каждая статья снабжена пристатейной библиографией, также указан ее автор (соавтор).
Данное издание предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, учителей, а также всех, кто видит в чтении огромное значение как для отдельного человека, так и для цивилизации в целом.
 
Социолог и психолог в библиотеке : Сб. статей и материалов. Вып. ХII / Рос. гос. б-ка для молодежи; Ред.-сост. М.М. Самохина. – М.: РГБМ, 2021. – 166 с.
 
В сборник включены статьи, присланные участниками 11-й всероссийской рабочей встречи «Социолог и психолог в библиотеке» (март 2021 г.), а также ряд других материалов. В статьях затрагивается широкий круг вопросов: востребованность библиотек, модификация их работы в период пандемии, перемены в чтении и информационном поведении разных социально-демографических групп. Авторы – специалисты федеральных, региональных и муниципальных библиотек, преподаватели. Сборник посвящен памяти выдающегося российского библиотековеда Эдуарда Рубеновича Сукиасяна.
 
Читатель в игре: сборник статей / под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. – М.: Библиомир, 2019. – 264 с.
 
Сборник статей «Читатель в игре» продолжает цикл публикаций о чтении и читателе, выпускаемых издательством «Библиомир»: «Читатель в городе» (2017), «Читатель в поиске» (2018).
В сборнике представлены тексты разных жанров и форматов, раскрывающие различные аспекты темы. Все они связаны образом читателя, который как бы находится в игре с автором через книжное пространство. Книга адресована широкому кругу читателей, в первую очередь учителям, библиотекарям, музейным и театральным работникам, педагогам дополнительного образования и организаторам читательских детских программ.
 
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник / В.К. Клюев, М.Н. Колесникова и др. ; науч. ред. В.К. Клюев, М.Н. Колесникова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2021. – 392 с.
 
В учебнике системно и комплексно представлены теоретические и прикладные аспекты управления библиотечно-информационной деятельностью. Последовательно раскрываются научные, правовые, функционально-технологические и экономические основы управления библиотекой. Отдельно рассматриваются приоритетные направления менеджмента библиотечно-информационной деятельности. Маркетинговая концепция управления позиционирована как одна из наиболее эффективных для современной библиотеки. Особое внимание уделено управлению персоналом и функционированию руководителя библиотеки в системе менеджмента.
Учебник будет полезен студентам колледжей, слушателям программ переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, а также специалистам-практикам.
 
Школьная библиотека: доказательная практика. Отечественная и зарубежная / сост. В.Б. Антипова, Т.Ю. Дрыжова. – Москва : Библиомир, 2020. – 216 с.: ил.
 
В книге предпринята попытка показать широкий спектр материалов: исследования, аналитические и методические статьи, конкретный опыт и библиотечные практики, которые призваны доказать влияние школьной библиотеки на процесс обучения школьников. Книга включает переводы последних международных исследований и документов в области школьных библиотек, а также разделы, посвященные российскому опыту по многим актуальным аспектам. Материалы книги могут дать новый импульс к созданию новых школьных команд по развитию школьных библиотек как истинных центров образования и культуры учащихся.
 
От чтения – к творчеству жизни : сборник статей / РНБ ; [сост.: А.С. Степанова, В.В. Ялышева] ; [ред. С.А. Давыдова]. – Санкт-Петербург : РНБ, 2019. — 172 с.
 
Настоящее издание подготовлено по итогам международной научно-практической конференции «От чтения – к творчеству жизни», состоявшейся 16—17 ноября 2018 года в РНБ в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Всероссийские и международные конференции, посвященные различным проблемам чтения, стали в РНБ традиционными и проводятся раз в два года. В сборник включены как статьи, подготовленные на основе докладов участников конференции, так и работы других специалистов, в которых проблематика прошедшей конференции рассматривается с позиции разных наук (библиотековедения, педагогики, социологии, культурологии). Издание предназначено для теоретиков и практиков библиотечного дела, педагогов, социологов и других специалистов, занимающихся проблематикой чтения.
 
Квашина Е.С. Я иду искать. Интерактивный практикум. – М. : Библиомир, 2019. – 240 с.
 
Книга включает творческие мастерские, которые предлагают библиотекарям новые приемы в работе с книгой, показывают потенциал литературных настольных игр для развития речевых практик и навыков работы в команде, знакомят с современными форматами читательских дневников и технологией их создания.
В издании представлены мастер-классы, идеи для игр, творческие задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы в библиотеке или в школе.
Книга будет интересна широкому кругу читателей, в первую очередь учителям, библиотекарям, музейным работникам, педагогам дополнительного образования и организаторам читательских детских программ.
 
Березена А.В. и др. Дорожная карта. Профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А.В. Березена, Н.Г. Малахова, С.С. Кукушина; под общ. ред. Березеной А.В. – М. : Библиомир, 2021. – 136 с. ил.
 
Монография посвящена специфике профориентационной работы с детьми и подростками в библиотеке. В книге дано теоретическое обоснование особенностей такой работы на каждом возрастном этапе, а также представлены программы тренингов, профориентационных игр и квестов, ориентированных на оказание школьникам помощи в выборе профессии.
Программы дополнены анализом классической и современной учебной, научно-популярной и художественной литературы, которая может быть использована для подготовки к занятиям, а также рекомендована самим подросткам и их родителям для знакомства с миром профессий, особенностям профессионального выбора и построения карьеры.
Издание предназначено специалистам, занимающимся практической профориентационной работой с детьми и подростками в библиотеках и других учреждениях культуры, образования и просвещения.
 
Котова М.А. Творческий блокнот библиотекаря : новые формы библиотечной работы / М.А. Котова. – Москва : Библиомир, 2019. – 207 с. : ил.
 
В контексте преобразований в библиотечной сфере книга Маргариты Котовой «Творческий блокнот библиотекаря» является необходимым профессиональным помощником и показывает алгоритмы действий тем, кто готов начинать с себя и своего рабочего места, осмыслять и применять наработанный коллегами опыт, из любого библиотечного мероприятия делать увлекательное и запоминающееся событие.
Формат творческого блокнота предполагает элементы интерактива: чек-листы, страницы для записей и полезных ссылок, творческих заметок и идей. Это, безусловно, делает работу с изданием эффективной и интересной. Книга расскажет, как проводить книжные дегустации для старшеклассников и большие чтения для учащихся помладше; убедит в том, что проводить исследовательское изучение биографии писателя – вовсе не скучное занятие; познакомит с новыми необычными приемами и формами работы, которые можно использовать для поднятия авторитета читателя. Палитра методических подсказок разнообразна и содержательна: как писать аннотации к прочитанным книгам и сделать эту форму работы увлекательной для читателя, как интересно проводить различные мероприятия и т. д.