Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Запретить нельзя оставить

Участники дискуссионной площадки «Молодежная литература: культурное явление или часть индустрии развлечений» предложили свою редакцию школьной программы.
 
Ровно неделю назад в стенах нашей библиотеки состоялись камерные, но временами очень жаркие дебаты о том, что можно считать «молодежной» литературой, каковы ее функции, основные темы и стилистические особенности.
 
В качестве экспертов в дискуссии выступили наши постоянные читатели (студенты и школьники) Кира Ушакова и Елизавета Устюгова, также психолог и нарративный практик, коллекционер биографических историй Маргарита Ушакова и заведующая организационно-методическим отделом по работе с детьми и юношеством Централизованной библиотечной системы г. Иркутска Александра Немцева. Специалистов юношеской библиотеки в дискуссии представила заведующая редакционно-издательским отделом Елена Сыроватская. Порадовало, что предложенная к обсуждению тема привлекла пусть и немногочисленную, но очень разностороннюю публику: простых школьников и юных журналистов, студентов гуманитарных специальностей и их преподавателей, библиотекарей и педагогов, а также рядовых посетителей библиотеки.
 
 
В ходе обсуждения разгорелся предсказуемый спор между поклонниками фантастических жанров и реалистической прозы. К согласию ожидаемо не пришли, но сошлись на важном выводе о том, что сколь бы вымышленным или, наоборот, обыденным ни был мир литературного произведения, мы, читатели, ищем в нем прежде всего героя. С человеческими переживаниями, проблемами и муками выбора. Даже если у этого героя присутствуют длинные уши и хвост.
 
Высказывались и более неожиданные мысли. Например, взрослые эксперты с удивлением узнали, что для самих подростков позиционирование книги как «подростковой» или «молодежной» является своего рода антирекламой. Ребята ожидают от таких книг назидательных интонаций и поучений, а ведь они ищут в литературе совсем не это. Высказывались мнения и о том, что само понятие «молодежная литература» несколько искусственное и надуманное, ведь четких жанровых и тематических ее границ провести так и не удалось.
 
Но самым интересным стал заключительный этап дискуссии, на котором мы предложили присутствующим составить свою собственную редакцию школьной программы по литературе. Было высказано множество разных предложений, что-то отклоняли по ходу обсуждения, что-то видоизменяли... В итоге пришли к почти единодушному решению по целому ряду пунктов.
 
  • Заменить роман «Преступление и наказание» на роман «Идиот» и ранние повести Ф.М. Достоевского.
  • Чтение повести И.С. Тургенева «Муму» в пятом классе заменить на просмотр фильма «История Хатико» или «Хатико: Самый верный друг». Повесть «Муму» предлагается если и читать, то не раньше 7-го класса.
  • Убрать из школьной программы роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
  • Запретить школьникам читать «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • Заменить роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого на повесть современной писательницы Селесты Инг «Все, чего я не сказала»
  • Заменить роман-эпопею «Война и мир» на трилогию «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина
  • Вместо ранних рассказов А.П. Чехова предложить учащимся более подробное знакомство с творчеством М.М. Зощенко
  • Добавить в школьную программу роман Л.М. Олкотт «Маленькие женщины» и серию Дж. Роулинг «Гарри Поттер».

А что вы думаете по поводу такой редакции школьной программы? Быть может, у вас есть свои предложения? Делитесь ими в комментариях в социальной сети Вконтакте!