Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Территория свободы

Их суть – поведать,
но необязательно всё и
необязательно каждому.
Катрин Денёв
 
Друзья! Спешу поделиться с вами интересными событиями, произошедшими в книжном мире и не только.*
 
Думаю, многие при выборе книги ориентируются не только на ее обложку, но и на запах. Представьте, вы держите новую книгу в руках, издание приятно пахнет свежей типографской краской, рука так и тянется раскрыть томик и погрузиться в неизведанный, захватывающий мир. А бывает, кто-то нарочито обрызгивает книгу ароматом своего любимого парфюма, и приятный шлейф остается даже после того, как читатель сдал издание в библиотеку.
 
Поверьте, друзья, запахи сданных книг выдают своего читателя, рассказывая о нем почти все. А библиотекарь, как никто другой, чувствует и считывает всю историю отношений читателя с книгой, улавливая мельчайшие детали.
 
Человечество всегда воспринимало ароматы как дар, отчасти загадочный. Воскурение ладана и мирры связывало людей с миром богов, приятные ароматы греки олицетворяли с божественными дарами. Поэтому их признавали источником духовного просветления, силы, здоровья и красоты.
 
Использование в нашей жизни парфюмерии, различных отдушек возрастает с каждым годом. Разнообразие ароматов превосходит все мыслимые и немыслимые границы. Откуда у людей непреодолимое желание нюхать духи, разбрызгивать их на тело и одежду? Хотим казаться лучше, украсив себя волной аромата?
 
Однозначного ответа нет: парфюмерия – область иррационального, ведь ароматы не всегда можно объяснить словами. Они сродни музыке, которую первые дни и месяцы слышит младенец, то есть каждый из нас испытывает эмоции и получает достаточно информации именно от запахов. Вспомните, например, нашумевшую книгу Патрика Зюскинда «Парфюмер». Едва родившись, герой вкушает сотни мельчайших запахов, неизвестных ему доселе. Если верить герою, то каждый предмет имеет свой запах, даже камень.
 
Говоря о парфюме, хочется познакомить вас с еще одной интересной книгой. Это «Дух времени. О чем может рассказать флакон любимого парфюма» Елены Селестин.
 
Гений парфюмерии Франсуа Коти выстроил целую индустрию ароматов, а Жак Герлен в 1919 году выпустил духи, название которых отсылало к известной книге. Таким образом достигалось две цели: c одной стороны, парфюм вызывал стойкие ассоциации с названием книги и именем персонажа, а с другой – книга возбуждала гамму чувств и эмоций по отношению к парфюму. Французы покупали духи Mitsouko (1919), и в голове рождались образы популярного тогда романа Клода Фаррера «Битва», проданного тиражом в миллион экземпляров! Получается, что о книге знал каждый четвертый грамотный француз того времени.
 
       
 
Действительно, зачем придумывать легенду для парфюма, если ее уже придумал известный писатель.
 
Вот, например, «Ночной полет» – название первого романа Антуана де Сен-Экзюпери, а духи с таким же названием появились на прилавках в 1932 году. Благодаря этому, в том числе, Экзюпери стал модным писателем.
 
Известная на тот момент французская писательница и приятельница президента Франции Франсуа Миттерана Франсуаза Саган выпустила в свет свою книгу под названием Chamade. Позже вышли фильм и духи с таким же названием. Это был беспроигрышный маркетинговый ход в культурологическом контексте. Аромат Chamade изысканный, чуть тоскливый, благородный и горький – в общем, как роман Саган «Здравствуй, грусть!».
 
      
 
Когда поэт Иосиф Бродский стал Нобелевским лауреатом, он инициировал издание в США антологии поэзии. Сборник стали бесплатно распространять в поездах и отелях. В 1995 году фирма Lancome выпустила духи Poeme и каждому покупателю флакона дарили этот сборник стихов. Никогда прежде единство аромата и поэзии не было столь тесным.
 
А каких персонажей книг-бестселлеров видели вы на этикетках известных духов XXI века? Правильно, никаких. Всемирная конвенция об авторском праве, появившаяся 150 лет назад, начала эффективно использоваться, уточняясь и меняясь. Нарушение авторских прав стало грозить значительными штрафами. Поэтому сегодня мы не встретим парфюм с названием «Гарри Поттер» или «Властелин колец», зато парфюмерные фирмы легко ассоциируют ароматы с именами писателей и персонажей. Например, французская марка «Сады писателей» выпустила ароматы, посвященные нескольким литературным именам: «Вирджиния Вульф», «Жорж Санд», «Оскар Уайльд».
 
Англичанин Рожа Дав предложил томный аромат Каrenina Roja Parfums. Он удивительно хорош: cначала будто похож на «Красную Москву», а затем появляется облако цветочного букета и дорогой пудры, тем самым рождая образ надушенной дамы начала прошлого века на вокзале, перед вагонами класса люкс.
 
Другой основатель марки Жеральд Гислен всегда интересовался литературой, оперой и историей. Он попытался перевести свою страсть к искусству на язык ароматов в серии Histoires de Pаrfums.
 
Индустрия ароматов пошла дальше и начала выпускать серию «Портреты». Духи и туалетная вода стали издаваться ограниченным тиражом, совсем как редкие книги.
 
Нельзя заставить полюбить запах, поэтому парфюмерия – в каком-то смысле территория свободы. Но направить восприятие, внушить определенное мнение можно.
 
В нашем разговоре о запахах, книгах и образах все слилось воедино. Не торопитесь читать книгу – полистайте, почувствуйте ее аромат.
 
Спрашивайте издания в отделе обслуживания нашей библиотеки.
 
*Все взгляды автора в тексте являются сугубо личными и отражают авторский замысел.
 
 
Рекомендуем: