Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ СУЩЕСТВОВАЛА НА САМОМ ДЕЛЕ К 120-летию со дня публикации повесть А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»

Всемирно известный английский писатель Артур Конан Дойл подарил читателям гениального сыщика Шерлока Холмса. Создавая этот образ, Дойл не подозревал о такой сногсшибательной славе и всю жизнь безуспешно пытался выйти из тени своего героя. В отличие от поклонников Холмса он не считал цикл историй о сыщике лучшими своими произведениями и, в конце концов, привел героя, сделавшего его знаменитым, к гибели в водах Рейхенбахского водопада («Последнее дело Холмса»).
Что тут началось! Читатели, а также издатели не просто просили — они настоятельно требовали продолжения рассказов о Шерлоке Холмсе! «Вы негодяй», — так начинались многие негодующие письма Дойлу… Почти 8 лет писатель держался, но все-таки воскресил своего героя к всеобщей радости читающей Англии. Вновь Шерлок Холмс появляется в повесть «Собака Баскервилей».
Эта история написана в жанре мистического триллера: детективу пришлось сражаться с «силами зла, властвующими безраздельно». Но мало кто знает, что у чудовищной собаки был реальный прототип, а события, положенные в основу книги, действительно происходили в средневековой Англии.
В основу сюжета знаменитого произведения легли две мистические истории, рассказанные Конан Дойлу его другом Флетчером Робинсоном. В марте 1901 года, когда они встретились в Норфолке, чтобы поиграть в гольф, дружба превратилась в творческое сотрудничество. Рассказанная Робинсоном легенда — скорее всего, лишь очередной перепев древнего местного предания о свирепой волшебной собаке-волкодаве, известной в Норфолке под кличкой Черный Дьявол. Вторая, не менее жуткая история, поведанная Робинсоном, была о злом эсквайре — сэре Ричарде Кейбле, продавшем душу дьяволу и то ли утащенном в преисподнюю, то ли разорванном на куски стаей демонических гончих псов, не издававших, вопреки расхожему поверью, никакого пресловутого «жуткого воя» на болотах, а, напротив, совершенно безмолвных.
Судя по всему, «Собака Баскервилей» первоначально задумывалась как совместное творение Конан Дойла и Робинсона. «Тут, в Норфолке, со мной Флетчер Робинсон, и мы собираемся вместе сделать небольшую книжицу под названием «Собака Баскервилей» — такую, что у читателя волосы дыбом встанут!» — написал Артур Конан Дойл в письме своей матери.
В марте 1901 года Дойл обратился с письмом к издателю журнала «Стрэнд» Гринхау Смиту и предложил ему новое произведение, особо подчеркнув, что создает его в соавторстве с другом Флетчером Робинсоном: «Его имя непременно должно соседствовать на обложке с моим. И стиль, и смак, и вся писанина — полностью мои… но Робинсон дал мне главную идею, приобщил к местному колориту, и я считаю, что его имя должно быть упомянуто». Но когда спустя полгода в «Стрэнде» началась публикация «Собаки Баскервилей», Робинсона в числе авторов не оказалось, хотя его имя было упомянуто в сноске на титульном листе. Вот как это выглядело: «Появление этой истории стало возможным благодаря моему другу мистеру Флетчеру Робинсону, который помог мне придумать сюжет и подсказал реалии».
Любопытная деталь: фамилию для преследуемого знатного рода Дойл позаимствовал у Гарри Баскервиля, который был кучером Робинсона (весной 1901 года тот развозил своего хозяина и его гостя-писателя по Дартмурским окрестностям).
Нехитрый поначалу замысел книги сам собой стал разрастаться и усложняться, превратившись в конечном итоге в интереснейшую, запутанную и захватывающую историю. Возможно, Конан Дойл только тогда осознал, насколько мощный материал попал к нему в руки, и понял, что для такой «оправы» необходим бриллиант огромной величины — сильный и умный главный герой, способный раскрыть тайну собаки, преследующей знатный род. Вот почему он решил вернуть к жизни Шерлока Холмса, семью годами ранее канувшего в пучину Рейхенбахского водопада в Альпах, куда его подло столкнул профессор Мориарти.
Впрочем, «вернуть к жизни» — не совсем точное выражение. Внимательный читатель «Собаки Баскервилей» сразу увидит, что действие повести разворачивается до гибели Холмса.
Однако в 1903 году Конан Дойл все-таки окончательно вернул Шерлока Холмса читающей публике, опубликовав цикл из 13 новых рассказов, который так и назывался — «Возвращение Шерлока Холмса». В первом рассказе этого цикла — «Пустой дом» — автор объяснил загадку чудесного спасения своего героя.