Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

О литературе с интересом и любовью. Что читать - вот в чём вопрос? Часть 2.

Почему в школе читают только классику? А существует ли вообще качественная современная подростковая литература? Зачем детям на летние каникулы дают такие огромные списки рекомендуемой литературы, ведь они все равно это не прочитают? Эти и подобные вопросы из года в год задают себе родители. А учителя в меру своих способностей и таланта пытаются на них отвечать. В итоге страдают все: и дети, и родители, и учителя.
 
Предлагаем несколько вариантов чтения:
  •  стандартный - читать по списку на лето, данному учителем, по конкретной школьной программе;
  •  расширенный жанровый список для внеклассного чтения на лето по классам — для ищущих и неравнодушных родителей: https://godliteratury.ru/gl-projects/literaturnoe-chtenie;
  •  три принципа к подходу летнего чтения от Алексея Олейникова , детского писателя и учителя литературы лицея «Ковчег XXI», автора многих книг для подростков, — для продвинутых родителей.
Алексей Олейников предлагает свои списки книг для разных классов и объяснил, почему он составил их именно так.
 
Первый принцип — необязательность чтения всего списка. «Более того, я не ограничивал подростка и в минимальном количестве прочитанных книг. Именно поэтому списки вышли разнообразные и довольно объемные».
 
Второй принцип — увлекательность. «Пресловутый канон каждое поколение пересоздает заново, что-то отбрасывая, что-то привнося. Скажем, Пушкин не читал Булгакова и Маяковского, но вырос Пушкиным. Литература не мертвый улей, не музей, она живое пространство, дом слов, в котором мы живем. А когда живешь в доме, не плачешь, если надо снять занавеску или поменять тумбочку. Ты просто живешь. И главная задача списка — чтобы каждый ребенок, как бы он ни ненавидел чтение, нашел в нем что-нибудь для себя. Именно с этой целью я включил, например, серьезные графические романы, которые, быть может, перекинут мостик от комиксов к другим жанрам литературы».
 
Третий принцип — развитие. «Хорошие тексты не только увлекают, но и задают планку мыслей и переживаний, они формируют внутренний ландшафт читателя. Если все покупать, то влетит в копеечку, конечно. Но есть чудесный институт — библиотека, лучше областная, уж там примерно процентов 70 этого списка отыскать можно. Но никто не мешает экспериментировать. В конце концов, просто запишите подростка в библиотеку, запустите его туда и посмотрите, с какой добычей он вынырнет. Почитайте книгу с ним, потом вернитесь и повторите результат. Пробуйте, ошибайтесь, радуйтесь находкам и веселитесь вместе с ним».
Подробнее ознакомиться с интересным и актуальным списком книг от Алексея Олейникова для 7—11-х классов можно по ссылке: https://godliteratury.ru/projects/so-spiskami-chteniya-beda.
 
Перечисленные книги из предложенных списков для летнего чтения после снятия режима самоизоляции можно взять в отделе художественной литературы нашей библиотеки, а пока их можно найти и прочитать в приложении «ЛитРес». Если у вас нет доступа к ресурсу, то пишите нам на электронную почту: irklib@mail.ru.
 
Лето — это здорово, а лето с хорошими книгами — еще лучше!