Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Командовать парадом буду я. К 90-летию публикации романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»

90 лет назад, в январе 1931 года, началась публикация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок». Переведенное на десятки языков и выдержавшее несколько экранизаций, это произведение давно стало культовым для многих поколений советских и российских читателей. В нашем материале — подборка интересных фактов о романе и его героях!
 
Факт 1
Впервые второй роман о «великом комбинаторе» был опубликован в журнале «30 дней» за 1931 год. При этом отдельные главы, которые дважды прерывались по цензурным соображениям, пришлось переделывать уже во время публикации. В том же 1931 году 14 глав «Золотого теленка» были перепечатаны в Париже в журнале «Сатирикон». В СССР первое книжное издание романа вышло только в 1933 году, в то время как он уже был опубликован в Германии, Австрии, США и Англии.
Столь долгий путь к нашему читателю, вероятно, был связан, в том числе, и с тем, что Бендер становился все более обаятельным персонажем, что не нравилось советской цензуре. По словам одного из современников, в те дни Петров ходил мрачный и жаловался, что «великого комбинатора» не понимают, что они не намеревались его поэтизировать. Авторам не помогло даже обращение к Александру Фадееву: тот заявил, что сатира их, несмотря на остроумие, «все-таки поверхностна». А в феврале 1932 года группа сотрудников журнала «Крокодил» заявила, что Ильф и Петров «находятся в процессе блужданий и, не сумев найти правильной ориентировки, работают вхолостую». Подобное заявление по тогдашним временам уже было небезопасным. По словам писателя Виктора Ардова, изданию «Золотого теленка» помог Максим Горький, который, узнав о затруднениях, обратился к тогдашнему наркому просвещения РСФСР Бубнову и выразил свое несогласие с гонителями романа. Благодаря этому произведение было принято к изданию.
После его публикации авторы получили множество писем от читателей с просьбами продолжить историю Остапа Бендера. В записных книжках Ильфа и Петрова появились наброски третьего романа, но написан он так и не был.
А в конце 40-х — начале 50-х годов «Золотой теленок» вообще был запрещен к печати. В последующие годы он подвергался серьезной правке, в результате чего многие фрагменты, к сожалению, были просто вычеркнуты: например, название заведения, где пили пиво Бендер и Балаганов («Искра»).
 
Факт 2
Летом 1925 года в Гомельский губисполком явился некий прилично одетый гражданин с лицом восточного типа и представился председателем ЦИК Узбекской ССР Файзулой Ходжаевым. Он заявил, что едет из Крыма в Москву, но в поезде у него украли деньги и документы, попросил 60 рублей и вместо паспорта предъявил справку, подписанную председателем ЦИК Крымской республики Ибрагимовым. Однако местный милицейский начальник Хавнин отыскал старый журнал с портретами председателей всех ЦИК Советского Союза и разоблачил самозванца: тот оказался уроженцем Коканда и следовал из Тбилиси, где отбывал срок. Позже выяснилось, что лже-Ходжаев уже «окучил» таким же образом Ялту, Симферополь, Новороссийск, Харьков, Полтаву и Минск.
Если учесть, что в «Золотом теленке» у Остапа появляется отчество Ибрагимович, а сам он провозглашает тост «За народное просвещение и ирригацию Узбекистана», не исключено, что именно этот скандал, широко освещавшийся в прессе, мог стать еще одним источником вдохновения для авторов бессмертных романов о «великом комбинаторе».
 
Факт 3
Прототипом Остапа Бендера, возможно, стал одесский знакомый братьев Катаевых и Ильи Ильфа — авантюрист по жизни Осип Шор. Многие его аферы описаны в книгах о «великом комбинаторе». Есть также сведения о том, что черты внешности и характера главного персонажа «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» напоминают Валентина Катаева. И действительно, во всех экранизациях актеры, сыгравшие Бендера, на Валентина Петровича чем-то похожи.
Появление еще одного персонажа в романе связано с поездкой Ильи Ильфа в Саратов в 1925 году в качестве корреспондента газеты «Гудок». Здесь писатель познакомился с Захарием Ивановым, который занимался перевозкой пассажиров на старенькой машине марки Lorraine-Dietrich. Он-то и стал прототипом интеллигентного Адама Козлевича со своим автомобилем, который Бендер называл «Антилопой-Гну».
 
Факт 4
Как вы помните, герои романа участвуют в автопробеге. Это явление в конце 20-х приняло массовый характер. У автопробегов было две главные цели: агитационная работа среди населения, которое смотрело на новенькие импортные автомобили как на диво, и проверка прочности иностранных машин (выдержат ли они путешествие по российским дорогам, находившимся тогда в чудовищном состоянии). Знаменитая же фраза «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» пародирует популярный лозунг той поры, висевший в парикмахерских: «Одеколон не роскошь, а гигиена».
 
Факт 5
«Дети лейтенанта Шмидта» не случайно появляются на страницах книги, действие которой разворачивается в 1930-м. Именно тогда широко отмечали 25-летие революции 1905 года и фамилия Петра Петровича Шмидта, который руководил восстанием на крейсере «Очаков» и был потом за это расстрелян, звучала особенно актуально. Впрочем, в 20-е годы прошлого века множество проходимцев действительно выдавали себя за родственников видных революционеров и коммунистов: есть истории о «брате Луначарского» и «сыне Чичерина».
 
 
Факт 6
В романе Остап Бендер открыл фиктивную контору по заготовке рогов и копыт. Это не просто фантазии писателей. В 1921 году действительно вышел декрет Совета народных комиссаров, согласно которому разрешалась скупка и продажа частными лицами щетины, волос, рогов и копыт. Во время написания романа частные предприятия, разрешенные во время НЭПа, большевики уже прикрыли, а вот рога с копытами под запрет не попадали.
 
Факт 7
Что же касается «вороньей слободки», то в ее описании в точности воспроизведена атмосфера московской коммуналки 1930-х годов, где проживало семейство Евгения Петрова. Там был и «грузинский князь», и «ничья бабушка», а внучка Петрова Екатерина Катаева в интервью «Российской газете» предположила, что реальным прототипом Васисуалия Лоханкина могла послужить ее бабушка — жена Петрова Валентина Леонтьевна Грюнзайд. Она происходила из состоятельной семьи бывших чаеторговцев, никогда нигде не работала, любила рассуждать о судьбах русской интеллигенции и постоянно забывала гасить свет в местах общего пользования.
 
Факт 8
Цензурные ограничения привели к тому, что долгое время никто из отечественных режиссеров не брался за экранизацию «Золотого теленка». Лишь в 1968 году вышел двухсерийный черно-белый фильм, снятый Михаилом Швейцером. В фильме снимались звезды советского кино: Сергей Юрский, Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев и др. В 1993 году вышел советско-французский фильм «Мечта идиота», а в 2006-м — 8-серийный телесериал «Золотой теленок», где в роли Остапа Бендера снялся Олег Меньшиков.
 
Факт 9
Пожалуй, ни одно литературное произведение не удостоилось такого количества памятников, как дилогия Ильфа и Петрова. Памятники Остапу Бендеру и другим героям «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» есть в Бердянске, Харькове, Одессе, Чебоксарах, Элисте, Пятигорске, Санкт-Петербурге и многих других городах России и ближнего зарубежья.