Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Библиотекари в #средиземье

На минувшей неделе делегация из четверых специалистов-филологов, сотрудников нашей библиотеки, посетила кураторскую экскурсию Александра Бондарева по уникальному в своем роде арт-пространству проекта «Средиземье. Картина мира и карта местности», открытому у коллег в  Молчановке.
 
 
Выставка представляет собой необычный и сложный в плане восприятия эксперимент. Средиземье это интегрированная в пространство библиотеки концептуальная экспозиция, одновременно и музей, и читальный зал, и коворкинг, и даже площадка для тематических событий. Начинается она внезапно, словно пространство библиотеки в какой-то неуловимый момент искажается, превращаясь в нечто большее, в волшебный лабиринт. И кажется, здесь даже стены пытаются заговорить с тобой. Светлый, пронизанный лучами солнца читальный зал с полками книговорота становится теми самыми вратами, где нужно ненадолго задержаться на пороге, сказать «друг» и войти. Войти в основную часть экспозиции, которая, как та бездна, терпеливо всматривается в тебя из угла.
 
В основе концепции – главные образы культурного кода Прибайкалья: славное море, старый город, новый город и тайга. Экспозиция наполнена образами-символами, которыми живет коллективная память сибиряков. Небольшие значимые детали здесь словно запускают эффект дополненной реальности, только безо всяких высокотехнологичных приспособлений. Ты просто смотришь на предмет или фразу, и твое сознание само дорисовывает к нему события, эмоции и воспоминания.
 
Основной объект экспозиции – текст. Даже не сам текст, а некий обобщенный когнитивный образ текста о Сибири. Текста очень неоднородного, разреженного и в то же время имеющего некий общий знаменатель во всем, что касается изображения сибирской реальности. Текст здесь присутствует везде: на стенах, каталожных карточках, книгах, которые включены в выставку не только как экспонаты в витринах, но и как элементы пространства, на первый взгляд, незаметные. Получилась эдакая выставка, которую можно и нужно читать. «От корки до корки», в смысле от карточки до карточки или «через страницу», то есть через стену – пусть каждый посетитель решает самостоятельно. И, конечно, найти для такой выставки более подходящее, чем библиотека, место было бы сложно. Именно здесь людей, пожалуй, не напугает перспектива изучить новый алфавит или надолго замереть возле картотеки с цитатами, посвященными той или иной вехе в истории Сибири. Создатели выставки поставили для себя смелую задачу дать посетителям возможность пощупать и увидеть идею, шагнуть в нее, стать ее частью, соавтором и совладельцем. Идею текста о Прибайкалье. И это, кажется, у них прекрасно получилось.
 
Анна Чащухина так описала свои ощущения от посещения выставки: «Мне очень понравилось, что пространство предполагает возможность включиться в него и быть не просто наблюдателем, но со-творцем. Очень удачная попытка визуализации условного сибирского дискурса, в который можно и нужно вклиниться, нарушить порядок и создать новый. Из локаций больше всего понравилась тайга. Она дает возможность получить полноценный иммерсивный и чувственный опыт, который я люблю в выставках, потому что это довольно редкое явление. Видно, что создатели Средиземья отнеслись с огромной любовью к своему творению. Очень напомнило павильон «Слово» на ВДНХ. Там тоже многослойная интерактивная выставка, сделанная с любовью к слову, фольклору и языковой культуре».
 
Ирина Пронина отметила значение интерактивной составляющей: «Прекрасная идея – создавая выставку, сохранить за пространством его библиотечные функции: посетители все еще могут здесь почитать книгу или провести деловую встречу. Многофункционально, удобно, эстетично. Зайдя в Средиземье, попадаешь будто в параллельный мир. Из библиотеки переходишь в место, где соединяется история, время и пространство, погружаешься в воспоминания и эмоции. Хочется всё рассмотреть, потрогать, сфотографировать».
 
Анастасия Третьякова также отметила идеальный баланс между символическим значением и практическим применением экспозиции: «Мне особенно понравилась идея с кубиками, которые, с одной стороны, тоже экспонат: могут быть картиной, дополняющей выставку, могут быть объектом игры и со-творчества, а с другой – очень утилитарно использованы: они мягкие, на них удобно сидеть».
 
В заключение стоит сказать, что кураторская экскурсия - это прекрасная возможность «забраться в голову» к авторам, получить пояснения, как создавался проект и «как оно работает». Особенно хочется порекомендовать посетить такую экскурсию тем, кто не уверен в своем навыке понимать концептуальное искусство, не готов довериться своему чувственному восприятию и ассоциативному мышлению. Впрочем, не стоит рассчитывать, что пояснения от создателя дадут вам ощущение исчерпывающего понимания экспозиции. Наоборот, с пониманием того, как это пространство сделано, приходит желание вернуться в него еще раз в одиночестве, чтобы спокойно пообщаться с ним один на один.