Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Виновато кино

История создания романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»
 
Роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» был опубликован в октябре 1953 года в мужском журнале Playboy. В юбилейный год выхода в свет фантастического романа напоминаем историю его создания.
 
Если бы не любовь автора к кинематографу, то этого романа могло и не быть. Эта любовь началась ещё в детстве, когда Рэй Брэдбери, тинейджер из Лос-Анджелеса, всё свободное время и карманные деньги оставлял в кинотеатре. Сегодня перед кино крутят трейлеры, а тогда пускали кинохронику. Именно там, в полутьме кинотеатра, Брэдбери увидел исторические кадры, на которых люди в военной форме со свастикой кидали в огонь книги. Во времена Великой депрессии книги, а особенно книги из общественной библиотеки, были его единственным утешением.
 
Взяться за перо Рэя Брэдбери вынудила не только любовь к литературе, но и нужда. К двадцати годам он уже был писателем. Одержимый творчеством, он создавал до 52 рассказов в год. Какие-то были удачными, какие-то нет, но проба пера дала свои результаты: во-первых, совсем скоро он начал зарабатывать как литератор. А во-вторых, к концу 40-х годов написал несколько рассказов, которые сам назвал «пятью хлопушками». Из этих «хлопушек» («Костёр», «Лучезарный Феникс», «Изгнанники», «Эшер II», «Пешеход») и родился «451 градус по Фаренгейту». В этих текстах Брэдбери обсуждал цензуру, угрозу, нависшую над культурой и искусством, человеческую совесть и, конечно, уничтожение книг.
 
Рэй уже встретил любовь всей своей жизни Мэгги и переехал с ней в дом на Кларксон-роуд, когда в голову ему пришла идея истории про «пожарных», сжигающих любые найденные книги. Работать в новом доме пока было невозможно – шёл ремонт. Совершенно случайно, шатаясь, как обычно, по залам Центральной Публичной библиотеки Лос-Анджелеса, Брэдбери наткнулся на комнату с печатными машинками, которые можно было арендовать за 10 центов в час. Именно в этой комнате, пахнущей чернилами и наполненной стуком клавиш, за 49 часов появился на свет рассказ «Далеко за полночь», переименованный позже в «Пожарного». Ещё четыре года Брэдбери понадобилось на то, чтобы перелопатить весь текст, проработать героев, добавить символизма, развить некоторые сюжетные ветки и довести до ума первый черновик будущей классики научной фантастики.
 
К тому времени у них с Мэгги уже родились дочери, поэтому работать приходилось всё также в библиотеке.
 
В 1953 году Брэдбери был готов к тому, чтобы показать рукопись издателю, но у него всё ещё не было верного, берущего за душу названия. И тут ему в голову пришла поистине ослепительная идея: «Я подумал, что мог бы использовать в качестве названия температуру, при которой бумага воспламеняется. Пробовал связаться с кафедрами химии нескольких университетов, но не нашёл никого, кто мог бы назвать мне точную температуру. Я обратился к нескольким профессорам-физикам. Безрезультатно. Затем я хлопнул себя по лбу и пробормотал: «Дурень! Нужно было сразу звонить пожарникам!» Позже писатель со смехом признавался, что даже не подумал перепроверить информацию, так ему понравилось новое название книги.
 
Несмотря на то, что «Марсианские хроники» к тому времени уже были опубликованы, «451 градус» стал первым реальным успехом писателя, обеспечившим ему славу величайшего фантаста.