Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

Магия обыденного реализма

О книге Г. Маркеса «Сто лет одиночества»
 
«Как это вообще можно читать?» и «Книга, которую стоит прочитать каждому», «Полный бред» и «Одна из самых чудесных и загадочных историй», «Чушь несусветная» и «Гениальное произведение» — согласитесь, мало найдется книг, которые вызывали бы столь противоречивые отзывы у современных читателей… А ведь речь идет об одном из самых известных произведений латиноамериканской литературы — романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
 
История создания этой книги интересна так же, как и само произведение. Писатель не раз признавался, что его роман «родом из детства».
 
Габриэль Гарсиа Маркес родился в 1927 году в небольшом городке Аракатака. Мальчик долго жил с бабушкой и дедушкой, слушая народные предания и легенды. Спустя годы они найдут отражение в его произведениях, а сам город станет прообразом Макондо — вымышленного места, где происходит действие романа «Сто лет одиночества».
 
Произведение вышло в свет в 1967 году, когда автору исполнилось 40 лет. Маркес был уже известным писателем, киносценаристом и журналистом. Идея романа, как он говорил, возникла у него давно, но он не мог определиться с манерой изложения происходящего, языком книги. Неожиданно Маркес понял, что надо выбрать стиль своей бабушки: «Самые жуткие истории бабушка рассказывала совершенно спокойно, как если бы она все это видела собственными глазами. Я понял, что свойственная ей бесстрастная манера повествования и богатство образов больше всего содействуют правдоподобию рассказа».
 
Обстоятельства создания произведения были необычными и вместе с тем реальными — в духе самого романа: Маркес бросил работу, велел жене не беспокоить его бытовыми проблемами, а чтобы семья ни в чем не нуждалась, он продал свою машину и отдал деньги жене на ведение хозяйства.
 
Нужно сказать, что супруга писателя Мерседес Барча всю жизнь во всем поддерживала мужа. Именно она обеспечивала семью, зарабатывала деньги и продавала из дома имущество, чтобы кормить детей, пока Маркес писал роман. Если бы не она, то его эпохальное произведение никогда бы не увидело света.
 
Через 18 месяцев роман был закончен. Правда, к тому времени у Маркеса не осталось денег даже на то, чтобы послать рукопись издателю. За полтора года, пока он творил, семья основательно поиздержалась и задолжала достаточно большие суммы. Однако стоит признать, все местные лавочники почитали за честь поддержать своего земляка и с готовностью давали его жене продукты и все необходимое в долг.
Чтобы помочь мужу переслать законченное произведение издателю, Мерседес заложила миксер. Не сказать, чтобы она была очень довольна этим, поэтому ворчала: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим». Но женщина не ошиблась в своем муже: книга «Сто лет одиночества» была признана гениальной. Более того, в 1982 году Габриэль Гарсия Маркес стал первым колумбийцем, получившим Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
 
Теперь, собственно, о самом романе. Его действие происходит в вымышленном городе Макондо. Здесь мы наблюдаем жизнь семи поколений семьи Буэндиа, история которой заканчивается одновременно с историей города. Клан Буэндиа порождает святых и грешников, героев и предателей, революционеров и лихих авантюристов, а также женщин, слишком прекрасных для обычной жизни. В произведении кипят необычайные страсти и происходят невероятные события, которые становятся своеобразным волшебным зеркалом, сквозь которое читателю является подлинная история Латинской Америки…
 
Роман «Сто лет одиночества» до сих пор входит в десятку самых популярных литературных произведений прошлого столетия. Наверное, каждый находит в нем что-то свое, порой необъяснимое словами. Да и темы, поднимаемые автором, остаются актуальными в любое время: родственные отношения, вопросы морали и нравственности, война и мир, естественное желание людей жить в гармонии с собой и окружающими, разрушающая сила безделья, развращенности и замкнутости в самом себе.
 
В заключение хочется привести несколько цитат из этого замечательного романа:
  • Надо прислушаться к голосу ребенка, которым ты был когда-то и который существует еще где-то внутри тебя. Если мы прислушаемся к ребенку внутри нас, глаза наши вновь обретут блеск. Если мы не утеряем связи с этим ребенком, не порвется и наша связь с жизнью.
  • Благополучная старость — это умение договориться со своим одиночеством.
  • Зло коренится не в окружающем мире, а где-то в потаенном уголке непостижимого сердца.
  • Любовное пекло становится раем только в постели.
  • Дивное свойство — способность думать о прошлых радостях без горечи и раскаяния.