Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Стыдно быть несчастливым

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них — 
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
Александр Кочетков

Материал данной статьи навеян любопытством, наблюдением и интересом. Печатая материал для своих рубрик, я заметила, что большинство именитых людей культуры и искусства, а также литературные и театральные критики часто упоминают среди своих любимых авторов имя Александра Володина, поэтому решила прочитать его произведения и поделиться с вами своими соображениями на этот счет.
 
Александр Володин (1919-2001)
Драматург прошел нелегкий жизненный путь: рано потерял родителей, участвовал в Великой Отечественной войне, дважды был ранен, награжден орденом и медалями. Во многом произведения Александра Моисеевича автобиографичны.

Старшее поколение помнит и знает его пьесы: «Фабричная девчонка», «Пять вечеров», «Моя старшая сестра», «Дочки–матери» и другие. Поколение 90–х годов любит его за простоту и искренность. Поколение 2000–х знакомо с Володиным благодаря фильмам и спектаклям, которые до сих пор ставятся во многих театрах России и ближнего зарубежья.

Широкой аудитории автор известен по успешным кинокартинам, вышедшим по мотивам произведений Володина: «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь», «Пять вечеров», «Настя» и другие. Эти работы вошли в золотой фонд отечественной кинематографии.

Театралы влюблены в спектакли по мотивам пьес Володина. Сами актеры и сейчас называют его своим автором, классиком «человеческой», живой драматургии. Среди них Александр Балуев, Владимир Хотиненко, а также молодые актеры Елизавета Боярская, Константин Хабаров и другие. Здесь появляются вопросы, которые возникают сами собой: чем берет поклонников своего творчества Володин, почему его пьесы актуальны и современны до сих пор, что цепляет в них зрителя сегодня?

Попробуем ответить на них. Прежде всего поклонников творчества Володина привлекают в его произведениях простота и человечность. Герои пьес, как и сам Володин, обычные люди: простые, незатейливые, молчаливые, скромные, иногда бунтующие, мечущиеся в поисках правды. Взять хотя бы героев пьесы «Пять вечеров» — Ильина и Тамару. Каждый из них где-то в глубине души считает свою жизнь несостоявшейся. Именно поэтому, опасаясь снисходительной жалости со стороны тех, у кого жизнь задалась, они как будто надевают защитный панцирь из формул и понятий общественного мнения, стараясь соответствовать стандарту успеха и благополучия. «Работа интересная, ответственная», «Ну конечно, я член партии. Коммунисту можно больше потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь», — вот оборонительные формулы, которыми прикрывается Тамара. И подобным щитом многие прикрываются всю свою жизнь. НЕ прожили, НЕ любили, НЕ решился, НЕ сказал, НЕ искал, НЕ писал — список с частицей НЕ можно продолжать бесконечно.

К сожалению, не все при жизни автора принимали его пьесы. В чем только его не обвиняли: в искажении действительности, в пессимизме, в нездоровом интересе к «маленьким людям и неустроенным судьбам»…

Время все расставило по своим местам. Спектакли по мотивам произведений Александра Володина и поныне актуальны и пользуются у зрителей огромным успехом, потому что в них раскрываются извечные человеческие проблемы, мечты и надежды. Это истории о любви и ревности, о самопожертвовании, о поисках счастья. Театры собирают аншлаги на постановках Александра Моисеевича, а публика благосклонно принимает сюжеты, взятые из жизни, ведь каждый может найти там частичку своей истории, а значит, и самого себя.