Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

Окружающие миры Хаяо Миядзаки

Мы возвращаем вам то,
о чем вы забывали.

Хаяо Миядзаки
 
 
Друзья! В своей рубрике я делюсь прочитанным или увиденным — тем, что оставило у меня неизгладимое впечатление или повлияло на мое мнение, изменило ход мыслей.
 
Недавно мне в руки попалась книга Нейпир Сьюзан «Волшебные миры Хаяо Миядзаки». Помню, в юности смотрела анимационный фильм, снятый Миядзаки, который потряс меня своей непохожестью на знакомую советскую мультипликацию или диснеевские фильмы. Это полнометражный анимационный фильм «Унесенные призраками» (2001). Понравилось все: и сюжет, и непонятные герои, и красочные пейзажи купален и пустоши, и необычные призраки, и многое другое. Это позже, познакомившись ближе с творчеством Миядзаки, понимаешь, что мир там многослоен, многоэтажен; начинаешь узнавать всех героев «этажей» данного мира. Например, Юбаба, могущественная ведьма, занимает верхний этаж , а многорукий котельщик Камадзи обитает на самом нижнем.
 
Фэнтезийные образы воплощены в самой колоритной анимации, открывающей нам и место действия фильма — волшебную деревню, над которой возвышается здание купален. Они служат местом отдыха для усталых богов и духов, которые нуждаются в очищении, расслаблении и еде. Посетители купален такие же странные и незабываемые, как и то место, где они ищут утешения. Если сделать проекцию на современность, то, по–моему, так выглядят и в том же самом нуждаются людские души после бешеного городского ритма*. В книге есть другая интерпретация героев, но об этом вы узнаете, когда прочитаете книгу.
 
     
 
     

Когда меня спрашивают, какой фильм Миядзаки у меня любимый, то я отвечаю однозначно: «Унесенные призраками». Кстати, данная работа удостоена премии «Оскар» в 2003 году как лучший анимационный фильм.
 
Еще одно из творений японского аниматора, которое заслуживает внимания, — это история про необычную девочку Кики, героиню книги Эйко Кадоно «Ведьмина служба доставки». Кики — маленькая ведьма, которая проходит испытательный период и учится самостоятельности: ей нужно год прожить одной в чужом городе. В фильме, как и в романе Кадоно, фэнтези сочетается с реалистичным образом девочки, переживающей типичные травмы подросткового возраста.

Мир героини делится на параллели, которые существуют рядом и прекрасно уживаются: мир людей и мир ведьм (причем последние живут среди людей), мир взрослых и подростков. Фильм про юную ведьму — один из самых проникновенных рассказов режиссера о взрослении.

Интересно, что в романе Эйко Кадоно создала оригинальную современную сказку, усовершенствовав образ ведьмы и сделав историю более мальчишеской благодаря приключениям. Миядзаки, в свою очередь, удалось сохранить идею писательницы и воплотить ее на экране, соединив волшебство сказки с повседневной реальностью. Желание Миядзаки контролировать всю эстетику образов и его перфекционизм стали ключевыми особенностями создания окружающих миров в его анимации.

Прочитав книгу «Волшебные миры Хаяо Миядзаки», я поняла, что чудеса в простоте и всюду. Надеюсь, и вам, дорогой читатель, захочется поближе познакомиться с творчеством Миядзаки не только через фильмы, но и через книги, которые можно взять в отделе художественной литературы нашей библиотеки.
 
          
 
*Все взгляды автора в тексте являются сугубо личными и отражают авторский замысел.