Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

Достоевский F. M.

Сострадание есть высочайшая форма
человеческого существования.
Федор Достоевский
Друзья! В своей рубрике Ирина Мухтургина, библиотекарь отела художественной литературы, делится прочитанным или увиденным — тем, что оставило неизгладимое впечатление или повлияло на ее мнение, изменило ход мыслей*.

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Пожалуй, нет в России такого писателя, который притягивал бы с такой силой и одновременно вызывал бы столь противоречивые чувства, как Достоевский. О нем написано очень много, его личная жизнь исследована едва ли не под микроскопом, но и по сей день этот великий человек вызывает неподдельный интерес всех, кто сталкивается с его творчеством. Неподдельный интерес к творчеству писателя вызвала у меня книга Инны Свеченовской «Поединок со страстью». Её книга - это попытка разобраться в жизни Достоевского, одного из величайших русских писателей.

Федор Михайлович был гением. А гением быть во все времена непросто. Более того, это тяжкий груз, который не каждому под силу нести. Все без исключения исследователи соглашаются с тем, что сама жизнь Достоевского — лучший его роман, поразительный по всем канонам.

Материал для создания многих своих литературных персонажей Достоевский черпал и среди своей родни. Описывая образ отца, он пытался избавиться от наваждения, связанного с дурными наклонностями родителя, которые стали причиной смерти последнего. Известно, что отец Достоевского страдал склонностью к запоям, а также патологической скупостью. Кроме того, пагубную страсть к алкоголю унаследовали от отца братья Достоевского — Михаил и Николай, а сестре Варваре передалась его скупость. Кстати, именно Варвара стала прототипом Алены Ивановны (старухи-процентщицы), убитой Раскольниковым, еще и потому, что повторила судьбу этой героини.

Самого же Достоевского терзали разные пороки, с которыми он нещадно боролся, стараясь искоренить их в себе. Он был рабом своих страстей, они обуревали его всю жизнь. Имя главной его страсти — рулетка. Именно за игорным столом Достоевский замыслил свой знаменитый роман «Идиот». Работа над произведением захватила писателя настолько, что навсегда отвратила его от рулетки. 

Второй по силе страстью Достоевского были женщины. Молодой Достоевский тратил свои деньги поровну на милостыню и на подарки для дам. Страсть у Достоевского всегда была как наваждение: появляется и исчезает внезапно. И только более спокойное и глубокое чувство к Анне Григорьевне (второй жене) преобразило его чувства и привело к гармонии и согласию с самим собой. К слову, прототипом Настасьи Филипповны из романа «Идиот» стала его первая жена — Мария Дмитриевна Исаева.

Достоевскому было 45 лет, когда он женился на своей 20-летней стенографистке Анне Григорьевне, которая боготворила его, несмотря на свою молодость. Однажды она написала: «Я готова провести остаток своей жизни, стоя перед ним на коленях».

Федору Михайловичу удалось усмирить свои прежние страсти. Он смог стать смиренным, но не спокойным; понятным, но до конца так и непонятым…

Изучая жизнь и творчество Достоевского, я вспоминаю пушкинские слова: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Так ли это? Наверное, однозначного ответа нет. Мы знаем имена многих гениев с тяжкими пороками, слабостями и проступками. Как говорится, ничто человеческое им не чуждо. Пройдя через разные испытания и срывы в молодости, душа обогащается, в результате чего в зрелые годы приходят опыт и мудрость. Это было и с Данте, и с Гёте, и с Вагнером, и… с Достоевским. Многое выпало на долю писателя: убийство крестьянами отца, каторга, неправедность поступков, страсть к азартным играм, жизнь в долгах… Он терял рассудок от безудержной любви, страдал от эпилепсии, оплачивал кредиты своих братьев и содержал их детей. Все, о чем он писал, было им выстрадано. Каждый его герой изображен с ювелирной точностью — как в своих грехах, так и в праведных поступках. Всю жизнь Достоевский боролся с темной и светлой стороной своих наклонностей, вложив в уста Сони Мармеладовой, Алеши Карамазова и Льва Мышкина все то доброе и святое, что было в нем самом.

Только грешник, узревший истину, может покаяться и спасти душу свою, пойти путем праведника.

Жизнь Достоевского оборвалась на пике своей славы и напряжения. Был написан первый том «Братьев Карамазовых», и ничто не предвещало беды. Просто тело, вместившее в себя столько духовной страсти, устало, и достаточно было ничтожного толчка для того, чтобы оно сдалось.

Достоевский — один из самых читаемых писателей в мире, мыслитель, философ, безудержный гений, раб своих страстей. И все-таки, самая главная его страсть — любовь к жизни.

Читая книгу Инны Свеченовской «Поединок со страстью», в очередной раз глубоко убеждаюсь в том, что к Достоевскому нельзя подходить с общепринятой шкалой ценностей, поскольку он как личность не раскладывается на составляющие.
О Достоевском не нужно рассуждать. Его надо принять таким, какой он есть: великий художник, великий патриот, великий страдалец за свои убеждения.

Спрашивайте издание в отделе художественной литературы нашей библиотеки.
*Все взгляды автора в тексте являются сугубо личными и отражают авторский замысел.
Продолжение следует…