Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

По праву ПАМЯТИ

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Анна Ахматова
 
30 октября в России ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий. Репрессии 30—40-х годов XX века в СССР стали причиной страданий и смерти миллионов людей. Для того чтобы такие трагедии не повторялись, о них нужно помнить.
Исторические и политические события тех лет, факты и сухие цифры статистики изложены в учебниках истории. Но какие физические и душевные муки испытывали люди, на долю которых выпало жить в те нелегкие и страшные годы? О чем они думали, о чем мечтали? Как они выдержали все это? Об этом сейчас можно прочитать в художественных произведениях.
Когда-то авторы, которые впервые затронули эту тему, шокировали советскую общественность. Слишком тяжелой оказалась правда… Очень часто это были автобиографические повести и рассказы.
Попробуем осмыслить горькие уроки истории и разобраться в них вместе с героями книг.
 
Александр Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
Разговор о сталинских репрессиях немыслим без Солженицына — по сути, он первым в СССР заговорил об этой позорной странице нашей истории. Рискованная публикация его повести «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир» в 1962 году вызвала буквально взрыв в обществе. До этого тема сталинских лагерей вообще не поднималась, притом что коснулась едва ли не каждой семьи. В сущности, в первой повести Солженицына не было ни особо яростных обличений, ни запредельных ужасов. Автор честно отписывает обычный день обычного советского зэка. И именно эта обыденность – «обыденность зла» – произвела такое сильное впечатление.
 
Варлам Шаламов. «Колымские рассказы»
В своих «Колымских рассказах» В. Шаламов представляет страшную правду о колымских лагерях. Эти рассказы автобиографичны. Автор, катавший тачки в золотых забоях, умиравший под сапогами конвоиров и воскресавший на больничной койке, рассказал об этом ужасе другим. Он сухо и коротко, в стиле документалиста пишет о непосильном труде заключенных, об ужасной скудной пище, о побоях и страшном северном холоде Колымы, параллельно размышляя о ценности человеческой жизни. Однако именно такой стиль проникает глубоко в сознание, и, возможно, этот документ о ГУЛАГе страшнее любого другого художественного произведения. Рассказы вошли в мировую культуру и стали памятником бесчисленным жертвам сталинских репрессий.
 
Анатолий Жигулин. «Черные камни»
В основе автобиографической повести А. Жигулина «Черные камни» реальное дело молодежной коммунистической организации антисталинской направленности, действовавшей в Воронеже в 1948–1949 годах. Организация была раскрыта, а ее члены арестованы.
КПМ (Коммунистическая партия молодежи) – так называлась эта организация. Она ставила своей задачей изучение и распространение в массах подлинного марксистско-ленинского учения и выступала против обожествления Сталина. Уже только это развенчивает мифы о том, что в сталинские времена «все верили» и «никто не знал».
Дальше автор рассказывает об аресте, следствии и колымских лагерях. Жигулин ведет повествование спокойно, без сентиментальности, но так, чтобы читатель мог вжиться в образ и легко представить себе весь тот ужас – мясорубку, в которую если попал, то уже не выбраться.
 
Василий Аксенов. «Московская сага»
Трилогия В. Аксенова «Московская сага» – это монументальное произведение, охватывающее период с 1925-го по начало 1950-х годов. Это едва ли не самые страшные в нашей истории годы: борьба с троцкизмом, коллективизация, лагеря, война с фашизмом, послевоенные репрессии… Вместе со всей страной семья Градовых – три поколения российских интеллигентов – проходит все круги ада сталинской эпохи.
 
Анатолий Рыбаков. «Дети Арбата»
Трилогия А. Рыбакова «Дети Арбата» посвящена поколению людей, которые окончили школу в 1930-е годы прошлого века – время помпезных кремлевских кабинетов, коммунальных квартир и старой, почти исчезнувшей сейчас Москвы. Они вступили во взрослую жизнь в страшные 1935–1937 годы, когда страна была опутана ужасом; когда страх менял сознание людей настолько, что заставлял клеветать на вчерашних друзей и близких. А в 1940-м в судьбу как целой страны, так и каждого живущего в ней человека вмешалась Великая Отечественная война…
Первый одноименный роман трилогии «Дети Арбата» был написан в 60-х годах XX века, но напечатан только в конце 80-х, сразу став сенсацией.
 
Владимир Дудинцев. «Белые одежды»
Роман В. Дудинцева посвящен периоду «лысенковщины» в советской биологической науке, когда генетика была объявлена идейно враждебным течением, а «официальной наукой», одобренной партийным руководством, стали воззрения академика-агронома Трофима Лысенко. Главный герой – молодой биолог Федор Дёжкин приезжает в небольшой город с заданием проследить за работой сельскохозяйственного института в связи с информацией о существовании там подпольной организации вейсманистов-морганистов. Дёжкин быстро понимает, что истина на стороне опальных ученых, и становится в их ряды. Он совершает свой нравственный выбор и, мужественно встречая трагические испытания, остается верным делу своей жизни.
Роман «Белые одежды» увидел свет в 1986 году, через 30 лет после написания, и сразу стал вехой в истории современной русской литературы. В 1988 году он был удостоен Государственной премии СССР.
 
Захар Прилепин. «Обитель»
К теме ГУЛАГа обращаются и современные российские писатели. Роман Захара Прилепина «Обитель» – ближайший к нам по времени большой русский роман о сталинских репрессиях. Он посвящен самому отдаленному их периоду – Соловкам 20-х годов, когда система ГУЛАГа еще не сложилась в окончательном виде. Это широкое эпическое полотно с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего. Это целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Это величественная природа и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Это трагическая история одной любви и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале.
 
Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза»
Роман «Зулейха открывает глаза» – дебют писательницы Гузель Яхиной. Это еще один современный бестселлер о сталинских репрессиях, прогремевший на всю Россию и уже переведенный на 10 языков.
Действие романа начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других раскулаченных переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши – все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь.
В основе произведения вымышленная история, однако Яхина изучала архивные материалы о переселениях в Сибирь в сталинские времена. Кроме того, ее бабушку тоже раскулачили в 30-е годы, и автор опирается на ее воспоминания в бытовых описаниях романа.
 
Эти и многие другие книги на тему сталинских репрессий ждут своего читателя в отделе художественной литературы нашей библиотеки.