Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

КРАСКИ БАЙКАЛА

Но эти царственные воды,
Но горы в сизой полумгле, – 
Байкал – бесценный дар природы –
Да будет вечен на земле.
А. Твардовский
 
Суровый и величественный Байкал всегда был источником вдохновения для творческих людей. Писатели, поэты и художники находили здесь место, которое наполняло их творческой энергией. Художники стремились запечатлеть великое озеро-море, передать очарование байкальской природы.
Одни из первых живописных полотен, передающих красоту байкальских пейзажей, принадлежат кисти двух художников-путешественников, которые по стечению обстоятельств совершали одинаковые поездки по сопровождению посольств или экспедиций в Китай. Один из них А.Е. Мартынов – русский пейзажист, для которого любовь к природе была одним из главных стимулов творчества. В начале XIX века он создал великолепные полотна «Байкал» и «Сибирский вид на реке Селенге». В результате своей поездки в Китай он издал альбом «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы». Еще один художник Т.А. Васильев по пути в Китай написал ряд картин, среди которых «Вид на Байкальском озере», «Вид Никольской пристани у истока Ангары» и другие.
Байкалом в 30-40-е годы XIX века восхищались такие живописцы, как англичанин Т.У. Аткинсон, ссыльный поляк Л. Немировский. Последний создал пейзаж, изображающий знаменитые Байкальские ворота. Вот что сказано о данной картине в книге А. Гиллера «Описание Забайкальского края в Сибири»: «Красота его берегов привела на Байкал нескольких художников. Я видел пейзаж Леопольда Немировского, выполненный масляными красками и изображающий местность под названием Байкальские ворота. Скала торчит среди озера как колонна и соединяется с берегом естественным мостом. Эта скала действительно похожа на ворота, под которыми можно проплыть. Пейзаж Немировского изображает ночь, свет луны отражается в озере и тусклым мерцанием покрывает скалы, лодка с людьми подплывает к воротам».
В начале XX века признанием сибиряков и любителей живописи в Центральной России пользовались картины томского художника В.Д. Вучичевича-Сибирского. В 1914 году в Петербурге, а затем в Иркутске на выставках художником было представлено свыше 100 произведений, среди которых тридцать три пейзажа о жемчужине сурового края – Байкале. Это картины «Байкал нахмурился», «Осенний шум Байкала», «Скала на Байкале» и другие.
В Иркутском областном художественном музее имеются полотна известных художников Д.П. Штеренберга «Берег. Поселок Хужир на Байкале» и К.И. Померанцева «Море». По байкальской тематике Померанцев создал ряд картин и рисунков: «Восход на Байкале», «Домик на Байкале», «Легенда о Байкале» и др. Художник мечтал написать серию картин на темы песни «Славное море, священный Байкал». Сохранились несколько этюдов и эскизов: «Станционный домик на Байкале», «Малое море», «Байкальская песня».
В первой трети XX века в пейзажной живописи Байкала добавилось немало работ Н.В. Лодейщикова. Выходец с Урала, он с самых молодых лет влюбился в Байкал: «Еще в первое время пребывания в Иркутске у меня было сильное непреодолимое желание видеть Байкал, так как я много знал об этом загадочном озере. Наконец, мне посчастливилось видеть Байкал в первый раз. Впечатление огромное. Особенно поразила прозрачность байкальской воды, ее нежный красивый зеленовато-голубой тон…». Кисти Н. Лодейщикова принадлежат известные картины: «Ледокол Байкал», «Отмели Байкала», «Волны Байкала», «Прибой у села Листвиничное» и др.
Байкал и сибирская тайга были излюбленными Байкал и сибирская тайга были излюбленными темами художника Б.И. Лебединского. Несмотря на то, что родился и вырос Борис Иванович в Петербургской губернии, большую часть жизни он провел в Иркутске. Борис Лебединский получил художественное образование в Петербурге и приехал в Прибайкалье ещё до начала Октябрьской революции в 1917 году «на этюды». Тогда он и не думал, что останется здесь навсегда. Но Сибирь его не отпустила, сразу захватила молодого художника, пленив величием и красотой природы. Автор огромного количества литографий и живописных работ, Борис Лебединский запечатлел неповторимую красоту Байкала и природы Забайкалья в своих многочисленных живописных и графических работах.
Многолетняя дружба связывала Лебединского с М.М. Кожовым – ученым-байкаловедом, профессором Иркутского государственного университета. Вместе с ученым Лебединский обследовал многочисленные байкальские бухты, изучал их особенности и создал огромное количество этюдов и набросков. В 1947 году выходят его альбомы «Байкал» и «Тайга сибирская». Графические работы, созданные Лебединским на тему природы Байкала, способствовали формированию в 1960 годах общественного движения в защиту чистейшего озера планеты, а Кожов возглавил это движение в Иркутске.
Живописные пейзажи Байкала кисти Лебединского вошли в экспозицию Музея Байкальской фауны им. М.М. Кожова на биолого-почвенном факультете Иркутского государственного университета: «Вид на «Бабушку», «Скала Шаман», «Бурхан» в Малом море», «Закат солнца на Байкале», «Остров Ольхон» и др.
Необъяснимой красотой Байкала всю жизнь был заворожен известный иркутский художник В.С. Рогаль. На его картинах отображена мощь и просторы Сибири, ее реки и тайга, а также царственность маленьких неповторимых уголков природы: «Байкал. Багульник», «Вечер на Байкале», «Глухариный ток», «Косачи», «Солнце Байкала», «Байкал – золото Сибири». Байкал на его картинах разных лет предстает совершенно по-разному: то темный и тихий, угнетенный ощущением ненастья, то бурный и мрачный, как «Девятый вал» Айвазовского, то ясный и просторный в звонкой синеве байкальской воды. А когда был построен БЦБК, горечь мастера выразилась в двух знаменательных картинах: «Дым над Байкалом» и «Химия Байкала».
Невозможно остаться равнодушным к его красоте и не попытаться отразить ее в своем творчестве. Поэтому для многих иркутских художников озеро Байкал – это постоянный источник творческого вдохновения, стимул к созданию новых произведений. К этой теме в разное время обращались лучшие авторы иркутской живописной школы: Аркадий Гутерзон, Анатолий Костовский, Владимир Тетенькин, Евтей Симонов, Владимир Томиловский, Иван Юшков, Виталий Смагин и многие другие.
 
Более подробно на эту тему вы можете прочитать в книгах:
1. Священное море Сибири : альбом-каталог / сост. Н. С. Сысоева, И. Г. Федчина. – Иркутск : Союз художников России : ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2018. – 244 с. : ил.
   
2. Дубцова, И. А. Виталий Рогаль / И. А. Дубцова – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – 120 с.: ил.
   
3. Художники Иркутской области : посвящается 80-летию Иркутской области и 85-летию ИРО ВТОО «Союз художников России : альбом / сост. Н. С. Сысоева. – Иркутск : ГБУК ИОХМ им. В.П. Сукачева, 2017. – 440 с. : ил.
   
4. С Иркутском связанные судьбы. С любовью к родному краю. Воспетая Сибирь. Альбом 1. Евгений Шпирко : альбом / сост. Т. Л. Колобова, М. Е. Синишина, А. Е. Шпирко. – Иркутск, 2018. – 112 с.: ил.
   
5. С Иркутском связанные судьбы. С любовью к родному краю. Воспетая Сибирь. Альбом 2. Раиса Бардина-Шпирко : альбом / сост. Т. Л. Колобов, М. Е. Синишины, А. Е. Шпирко. – Иркутск, 2018. – 112 с. : ил.
   
6. Федчина, И. Г. Александр Шелтунов. Под шум дождя и музыку Равеля… / И. Г. Федчина. – Иркутск : Издатель Артемий Шелтунов, 2011. – 296 с.