Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация 12+

Мозг человека: теории и гипотезы

Мозг – наше все. Мы думаем, понимаем, чувствуем. Даже приравниваем мозг к компьютеру, считая его главным в нашей жизни. По этому поводу много споров, наблюдений, и, конечно, выводов. Читайте новую книжную выставку и удивляйтесь!
 
Нейрофизиолог и биоинженер Алан Джасанов предлагает новый взгляд на роль мозга и рассказывает о том, какие факторы влияют на формирование личности и делают нас теми, кто мы есть. Книга «Мозг: прошлое и будущее» призывает не проводить грань между миром умственного и миром физического. Разобраться в работе миллиардов клеток и триллионах связей попросту не по силам человеческой изобретательности. Но совершенно четко можно увидеть связь между работой мозга и таким физиологическим процессом, как голод или физическая боль. И то, и другое может полностью подчинить себе мозг и повлиять на характер человека. Значит разум связан со всем организмом, а не только с мозгом. Автор приводит в качестве доказательства этого наблюдения эксперименты учёных со всего мира.
Продолжаем говорить о книгах, посвященных мозгу. Для начала предлагаем ответить на вопрос, то такое сознание? Если не вдаваться в научное объяснение, то это что-то неосязаемое внутреннее. Что же это на самом деле? В книге английской ученой Сьюзан Гринфилд «Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката» точно найдутся ответы на эти и другие вопросы.
Из нее вы узнаете, почему будильник заставляет нас просыпаться? Какие процессы активируются, когда мы просыпаемся или гуляем с собакой, когда мы усталые возвращаемся домой, а там ждут нерешенные проблемы? Разумеется, в каждой из этих ситуаций наше сознание работает не по одному и тому же алгоритму.
Человек еще до рождения имеет сознание. Мозг может адаптироваться к входным сигналам, а, следовательно, и к окружающей среде. Мы адаптируемся лучше всех. Мы можем процветать в самых разных уголках планеты. И каждый из нас – поистине уникальная личность.
Как эффективнее для себя использовать все функции мозга, можно узнать из книги Дэвида Рока «Мозг. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».
Пять функций мозга составляют большинство наших осознанных мыслей: понимание, принятие решений, вспоминание, запоминание и торможение. Всякий раз, когда мозг работает над какой-то мыслью, расходуется некое количество энергии. Важнейшие мыслительные процессы, такие как расстановка приоритетов, требуют максимальных усилий. Поэтому планируйте задачи, требующие наибольшего внимания, на то время, когда ваш мозг свеж и активен. Разбивайте свое рабочее время на блоки, предназначенные для разных типов мыслительной деятельности. Всегда старайтесь добиваться автоматизма при выполнении повторяющихся заданий. Если необходимо работать в многозадачном режиме, совмещайте активные мыслительные задачи только с автоматическими, так как переключение с одной задачи на другую требует энергии. Если постоянно переключаться, можно наделать ошибок.
Эффективно используйте данные нам возможности мозга, то есть тратьте время на решение главных задач, а не второстепенных. Занимайтесь такой работой, которую в состоянии выполнить. Сохраняйте хладнокровие в сложной ситуации и сотрудничайте с другими людьми.
От огромного потока информации и умственного труда, что называется, закипел мозг? Что делать и как помочь ему справиться с перегрузками, расскажет книга «Уход за мозгом» Владимира Яковлева и Марины Сое-Панек. Это практическое пособие. Мы хотим от мозга, чтобы он ничего не забывал, быстро работал, не мучил нас неприятными воспоминаниями и был позитивно настроен. Авторы книги предлагают для начала спросить себя, что вы делаете для мозга, и дают рекомендации, как ухаживать за ним, чем кормить, как доставлять ему удовольствие, как помочь отдохнуть, как успокоить или ускорить.
Например, для того чтобы мозг не напоминал нам каждый вечер перед сном о неприятных ситуациях из нашей жизни (хранит он их ради нашей безопасности, чтобы в будущем их заранее распознавать и избегать), можно использовать следующую методику. Когда ваш мозг снова подкинет воспоминания, не сопротивляйтесь, а наоборот, попытайтесь подробно вспомнить событие, как бы неприятно это ни было. Повторяйте это перед сном, и каждый раз история будет становиться все короче, а потом замените концовку на приятную. Таким образом можно обмануть мозг. Он поверит и больше не будет напоминать вам об этом случае.
Кроме методик в книге множество простых упражнений, которые можно использовать ежедневно.
Рекомендациям, как сделать мозг счастливым, посвящена целая книга Дина Бернетта «Счастливый мозг. Как работает мозг и откуда берется счастье».
У каждого из нас свое представление о счастье. Для одних это семья и дом, для других – успех в работе, для третьих - свобода и возможность путешествовать. По сути, счастье – это результат формирования нейронных связей. Это книга – настоящий синтез научных данных, личного опыта и историй разных людей. Прочитав ее, мы узнаем, что вызывает счастье и почему, как на счастье влияет наша генетика, зачем нашему мозгу нужен дом, что движет любителями ужастиков и острых ощущений, а также могут ли деньги сделать человека счастливым и бывает ли вечное счастье.
Барбара Оакли и Терренс Сейновски. Уроки на «отлично»! Как научить ребенка заниматься самостоятельно
 
Учиться можно в любом возрасте, но, говорят, лучше начать это, будучи школьником, нежели взрослым. Однако не всем могут себя организовать. Это очень важное качество, которое появляется благодаря желанию знать больше, чем другие. Перед вами книга Барбары Оакли и Терренс Сейновски. Они написали ее для детей и подростков, чтобы научить их превращать нелюбимые школьные предметы в простые и понятные. Авторы говорят о том, что у каждого есть все необходимое для хорошей учебы. Главное – выяснить, как работает мозг, и использовать его возможности на 100%.
Норденген Кайя. Держи мозг в тонусе. Скандинавская методика тренировки интеллекта
 
У нашего мозга есть поразительная особенность – образование новых нейронных контактов, когда мы учимся чему-то новому. Раньше считалось, что мозг развивается только в детском возрасте, но теперь ни для кого не секрет, что этот процесс продолжается всю жизнь.
Как же его тренировать? Главная разминка для мозга – это преодоление трудностей. Можно самому создавать непривычные ситуации: почистить зубы другой рукой, проехать свою остановку, купить продукты в незнакомом магазине, пойти к своему дому другой дорогой – все эти нехитрые действия заставят напрячь извилины. В этой книге автор делится лайфхаками по эффективному использованию и тренировке самого незаменимого органа нашего организма.