Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет 12+

Секреты успеха оратора

 «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает»
Наполеон Бонапарт
 
Сегодня умение выступать публично высоко ценится в профессиональной среде, оно обеспечивает продвижение по карьерной лестнице. Это умение необходимо практически каждому человеку, поскольку способствует и профессиональному росту, и личностному развитию.
 
Как добиться успеха, выступая перед аудиторией? Что советуют люди, произнесшие тысячи речей? Вот некоторые секреты.
 
Интересная тема не только для вас. Если предлагают выступить на определенную тему, вам необходимо ее конкретизировать, уточнить. Если вы выбираете тему, учитывайте, что она должна представлять интерес не только для вас, но и для ваших слушателей. Нам неинтересна беседа на тему «Как составляется брачный договор в Перу», но мы, пожалуй, заинтересуемся тем, как составить свой собственный договор. «Чем интересуются люди?» – спросите вы. Ответ прост: собой.
 
С пером в руке! Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели советует писать тексты выступлений от начала до конца. «Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке...» (П. Сергеич). Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Ее можно проверять, исправлять. При работе над текстом выступления используйте слова и обороты устной речи, ведь в аудитории вам предстоит говорить, а не читать этот текст.
 
Многократные репетиции. С их помощью вы можете преодолеть свой страх. Отрепетируйте все так, как оно будет в действительности. Чем чаще вы будете это делать, тем увереннее почувствуете себя, когда вам придется выступать публично. Ответственное выступление можно рассказать слушателю-добровольцу – это позволит вам устранить недочеты до того, как их обнаружит аудитория, и снимет ваше волнение перед выступлением.
 
Любопытное название. Название вашего выступления должно быть ярким, кратким, конкретным. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Сравним два названия: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности» и «Как жить, не старея». Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы. В названии можно использовать вопросы, числа, пословицы, разговорные слова и выражения («Как сразить публику одним ударом?», «Развод – что же делать дальше?», «5 способов…»). Не следует использовать незнакомые слова, научные термины иностранного происхождения, которые могут оттолкнуть слушателей («аутогенная тренировка»).
 
Вы – хозяин положения! Чтобы чувствовать себя уверенно, заранее придите в зал и освойтесь. В день выступления приходите первым. В этом случае вы хозяин положения, остальные – гости. Вы можете оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся, можете познакомиться с некоторыми слушателями – тогда они будут вашими союзниками. Желательно, чтобы на сцене не было посторонних, поскольку любые их движения будут отвлекать внимание аудитории от вашего выступления. Используйте трибуну лишь в том случае, если в зале многолюдно и без этого не обойтись. Лучше не становиться за какими-либо предметами мебели, так как это своеобразный барьер между вами и слушателями.
 
Сплоченные слушатели. Размеры помещения должны соответствовать численности слушателей. А если это не получается, лучше выбрать зал поменьше. Невозможно «раскачать» публику, сидящую в разных концах зала. В толпе человек легче поддается влиянию, он смеется и аплодирует тому, что может оставить его безучастным в частной беседе или полупустом зале. Если слушатели сидят в разных концах зала, далеко друг от друга, попросите их пересесть вперед, ближе к вам.
 
Ваш внешний облик. Когда выступаете перед публикой, почти все аспекты вашего облика становятся предметом пристального внимания. Поза, жесты, выражение лица, голос, одежда – все имеет значение. Чтобы произвести на аудиторию положительное впечатление, создайте образ уверенного в себе человека. Это можно сделать с помощью свободной походки, открытой позы, установления зрительного контакта, подбора соответствующей одежды. Кстати, одежда не должна отвлекать от выступления ни вас, ни слушателей. Выходите к людям с таким выражением лица, которое говорит, что вы рады их видеть. Улыбайтесь. Смотрите на слушателей (а не на стены, пол, потолок, окно, свои руки), дорожите их вниманием!
 
Вы не докладчик! Чтению по бумажке нет! Разве чтение с листа не уничтожает вашего интереса к выступлению примерно наполовину? Разве не препятствует прямому контакту, сближению вас с аудиторией? Разве не создает атмосферу искусственности? Не читайте текст по написанному – это утомляет слушателя. Вы можете взять с собой заметки, в которых найдете необходимый материал (цифры, цитаты, примеры, доводы). Аудитория простит вам, если вы будете подглядывать в такую шпаргалку, но сразу невзлюбит вас, если вы станете читать текст с листа от начала до конца. При чтении по бумажке связь между вами и слушателями обычно пропадает после 5 минут такого выступления, а содержание 30-минутного выступления воспринимается лишь на 17%. Стремитесь рассказывать свой материал!
 
Простой язык. Современная публика – будь то 10 человек на деловом совещании или 50 человек в актовом зале – хочет, чтобы вы изъяснялись так же просто и в той же манере, как и при личной беседе. Выражайте свои мысли простыми словами и короткими предложениями (они легки для восприятия аудиторией на слух). Сделайте свое выступление личным, употребляя местоимения «я», «мы», «вы», «нас». Например, лучше заменить фразу «Когда люди думают, они…» на «Если вы подумаете…, то вы спросите себя…». Используйте обращения к слушателям на протяжении всей речи. «Уважаемые коллеги! Мы встретились, чтобы вместе с вами…», «Предлагаю вам сегодня вместе…», «Как вы знаете, дорогие друзья…». Вы можете сами задавать вопросы и отвечать на них. Например, «Вам требуются доказательства этого утверждения? У меня есть веские доказательства. Вот они…». И затем переходите к ответу на воображаемый вопрос. Такие приемы выглядят естественно, они нарушают монотонность выступления.
 
Захватывающее вступление. Помните, как много зависит от начала вашей речи, от вступления: оно призвано возбудить внимание слушателей, заинтересовать их, а в идеальном варианте – вызвать симпатию к вам. Чаще всего оно занимает от 5% до 10% речи. Неожиданный вопрос, необычный факт, впечатляющая цифра, пример или зарисовка из жизни, завораживающая интонация – все это способно сразу же захватить внимание аудитории. Интригуйте своих слушателей. «Недавно я стал свидетелем такой сцены…», «Однажды со мной произошло…» – все эти фразы содержат интригу, без которой речь так же пресна, как еда без соли.
 
Эмоциональная разрядка для слушателей. Это надежный способ поддержать (вернуть) внимание аудитории. Его нужно планировать заранее. Расскажите притчу, смешной случай из жизни, пример из художественной литературы, парадокс, пословицу, «притянув» слушателей к развитию темы.
 
Могущество паузы. Отсутствие пауз – одна из распространенных ошибок выступающих. Паузы помогут и вам, и слушателям. Они облегчают ваше дыхание, снимают напряжение, дают возможность обдумать предстоящие высказывания, улучшают восприятие речи слушателями. Примиритесь с паузами. Примите тот факт, что ваше восприятие пауз отличается от восприятия пауз слушателями, и не смущайтесь по поводу их длительности. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется вам. Если слушатели отвлеклись от вашего выступления, зашумели, сделайте паузу в 10–15 секунд – это быстро привлечет их внимание. Замените вредные звуковые помехи (мычание «м-м-м-м…», эканье «э-э-э-э…», слова-паразиты «как бы», «ну», «так») молчанием.
 
Запоминающаяся электронная презентация. Используйте визуальные средства для лучшего восприятия информации слушателями. Они стимулируют интерес, способствуют пониманию и подкрепляют то, что было сказано вами. Не пытайтесь разместить весь текст на слайдах. Нет ничего хуже, чем следить за докладчиком и читать то, что вам и так рассказывают устно. В презентации должен быть необходимый минимум информации – слов и графики (как рекламный щит на скоростном шоссе). Основная задача презентации – перевести ваш доклад в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст. Делайте яркую, привлекающую внимание слушателей презентацию (разумеется, все в меру!). Следите, чтобы информация на слайдах хорошо читалась. Оформляйте все слайды в едином стиле.
 
Хорошая концовка. Вы, вероятно, не раз были свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произнося заключительных слов. Плохо, если вы завершите выступление шуткой, не относящейся к теме выступления, поскольку такое заключение отвлечет внимание аудитории от главных положений вашей речи. Чтобы слушатели запомнили ваши слова, задумались над сообщением, сделайте выводы кратко. Продумайте последние слова. Может, это будет яркая цитата или пожелания аудитории. Предложите слушателям сделать что-то конкретное, оставьте им что-нибудь такое, что напоминало бы о вас: буклеты, памятки, тезисы, календари с вашей контактной информацией.
 
Успех выступления будет определяться вашей способностью найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли и эмоциональный отклик. Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные секреты ораторского искусства и учиться применять их в жизни.