Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Притчи, сделавшие мир лучше

Лабиринт
Однажды даосский мастер привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.
Мастер подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход.
Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.
Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял мастер.
– Иди за мной, – сказал он.
Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:
– Посмотри вниз!
С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.
– Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил даос.
– Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.
– Найди его и хорошенько запомни, – велел учитель.
  Через некоторое время они спустились с горы. Ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.
– Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов искусства жизни, – сказал даос, встретив ученика у выхода. – Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.
Желаю вам уметь подниматься над ситуацией!
 
Лягушки в молоке
Две лягушки попали в крынку с молоком. Одна решила, что бороться нет смысла, и пошла на дно. Вторая продолжала барахтаться. Через некоторое время последняя, барахтаясь, сбила из молока масло и, оттолкнувшись от него, выпрыгнула на волю.
Сказка – ложь, да в ней намек. Это не просто детская сказка о лягушках, это рассказ о двух жизненных стратегиях, которые особенно актуализируются при встрече с препятствиями.
Как мы решаем свои проблемы? Мы можем закрыться, уйти от них, отмахнуться, в лучшем случае оставить их решение на потом. Или, как первая лягушка, пойти на дно – уйти в депрессию, в болезнь. А можно как вторая лягушка...
 
Старый осел
У одного человека был осел. Однажды несчастное животное случайно свалилось в колодец и оттуда стало отчаянно кричать. Задумался хозяин: «Осел стар, тратить силы и время на то, чтобы извлечь его из колодца, не имеет смысла. Да и колодец почти пересох, все равно надо рыть новый. Проще закопать этого осла прямо в старом колодце».
Приняв это жестокое решение, человек позвал соседей. Вместе они начали бросать землю в колодец. Почуяв недоброе, осел принялся орать еще громче. Но через какое-то время он вдруг замолчал. Его хозяин заглянул вниз, чтобы узнать, с чего это осел примолк, и увидел следующую картину: каждый ком земли, падавший на его спину, осел стряхивал и утаптывал копытами – так он постепенно стал подниматься наверх. Достигнув края колодца, осел выбрался наружу.
Не так ли стоит относиться к испытаниям и неприятностям, сыплющимся на нас? Может быть, есть смысл превратить их в ту основу, которая поможет нам подняться выше? Эта притча имеет глубокий философский смысл и учит нас конструктивно переживать трудности и проблемы.
 
Грязное белье
Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное белье.
– Посмотри, какое грязное у нее белье! – сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
– Наверное, у нее плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы ее поучить.
И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное.
В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:
– О! Сегодня белье чистое! Наверное, научилась стирать!
– Да нет, – сказал муж. – Просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.
Так и в нашей жизни: все зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее. И прежде чем критиковать других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты.
 
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили пятеро слепых мудрецов. Однажды в город привели слоненка. Мудрецы захотели увидеть его. Подошли к слоненку и стали его ощупывать, чтобы узнать, что он из себя представляет. Слоненок испугался и убежал. Слепые стали обсуждать, на кого же он похож. Тот, который успел ощупать ногу слоненка, сказал, что слоненок похож на ствол молодой пальмы. Тот, кто ощупал хвост, сказал, что слоненок похож на веревку. Тот, кто держался за хобот, сказал, что слоненок похож на удава. Тот, кто успел ощупать ухо, сказал, что слоненок похож на измятый лист толстого пергамента. Последний из слепых, который ощупал бивень, сказал, что слоненок твердый, как кость, и похож на большой рог. Начали они между собой спорить. «Вы оба неправы!» – кричал один. «Нет, это вы ошибаетесь! Я прав!» – возражал другой. Пятеро слепых кричали друг на друга целый час. Поскольку каждый не без основания считал себя правым, то спор перерос в ссору, а затем и в драку. В ней свою правоту доказал тот, кто был сильнее. Это был самый высокий из слепых, успевший ощупать ухо. Стали все слепые считать, что слоненок похож на лист пергамента.
Как вы думаете, в чем заключалась причина этого конфликта? Были ли мудрецы действительно мудрыми? Каждый из слепых успел оценить только часть слоненка и подошел к его оценке односторонне. Каждый был уверен в своей правоте, но не понимал, что его правда составляет только часть более общей правды. Никто не хотел слушать, что говорят другие. Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Эта притча является иллюстрацией одной из типичных причин конфликта между людьми. Проблемы, которые мы обсуждаем, как правило, сложны, имеют много сторон и оттенков. И мы нередко подходим к ним с различных сторон. При обсуждении проблемы будет столько мнений, сколько людей в ее обсуждении участвует. Мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, которые отличны от нашей, к критике нашей позиции, что нередко является причиной межличностных конфликтов.
 
Сон шаха
Одному шаху приснился ужасный сон, как будто у него разом выпали все зубы. Проснувшись в холодном поту, шах тотчас велел позвать своего толкователя сновидений. Толкователь, внимательно выслушав рассказ шаха, ответил: «Твой сон, о великий шах, означает, что очень скоро ты потеряешь всех своих родных и близких». Разумеется, шаху не понравился такой безысходный ответ, и он приказал казнить этого толкователя и позвать нового. Но поскольку во всех ученых книгах выпадение зубов всегда трактовалось как потеря родных, то и следующего толкователя сновидений постигла та же участь... Но шах не унимался и разослал по стране глашатаев с указом: «Наградить мешком золота того, кто сумеет правильно растолковать мой сон, в противном случае – казнить».
Примерно в это же время в городские ворота вошел Ходжа Насреддин. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху. Глашатаи честно предупредили его о судьбе всех предшественников, но Ходжа был уверен в том, что выйдет из дворца с мешком золота. Так и случилось: через некоторое время Хаджа нес мешок золота и был в прекраснейшем расположении духа. Когда же его окружили горожане, вопрошая, что же он сказал шаху, Ходжа честно ответил: «Я не большой знаток сновидений. Но во всех книгах, которые мне удалось прочесть, выпадение зубов означало потерю близких и родственников, примерно это я и сказал шаху...». Горожане: «Но ведь, говоря именно это, все предшественники погибли...». «Да, но более точное значение сна заключалось в том, что шах НАДОЛГО ПЕРЕЖИВЕТ всех своих родных и близких!» – ответил Ходжа.
 
Кормить или нет?
Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла не знал, как поступить, поэтому он обратился напрямую к конюху:
– Как ты считаешь, должен ли я начать говорить, если, кроме тебя, в зале никого нет?
  Почесав в затылке, конюх с уважением к духовному лицу ответил:
– Господин, я человек простой и неученый. Единственное, что скажу: когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались и только одна осталась в стойле, я кормлю ее...
Мулла оценил ответ по достоинству и начал проповедовать. Больше трех часов длилась проповедь, в которую мулла вложил всю душу. Отдышавшись после окончания речи, он вновь обратился к конюху в надежде получить одобрение услышанному.
– Ну что, понравилась тебе моя проповедь?
– Простите, господин, я человек простой и неученый. Но я знаю, что если я прихожу в конюшню и нахожу в стойле лишь одну лошадь, то я все равно ее накормлю. Но я никогда не дам ей всего корма, который предназначался для всех лошадей...
 
Монах и длинные ложки
Жил-был один монах. В течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: на открытом огне стоит большой горшок с бурлящим супом. Перед котлом с едой сидят люди, но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как ручки были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод.
Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит: «Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай». Приехал монах в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся он, а здесь люди этими же ложками кормят друг друга: один набирает ложкой суп и кормит другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
О чем эта притча? Какую мысль в себе несет? Ад – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. Рай, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы имеют одинаковые или похожие проблемы, но где живут люди (в «раю» или в «аду»), зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить. Рай и ад – в нас самих, и мы имеем возможность выбирать.
 
Два друга
Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но друг спас его. Когда пострадавший пришел в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину, а потом спас жизнь своему другу, спросил последнего:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке. А теперь ты пишешь на камне. Почему?
Тот ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть этого.
 
Сила слова
Компания лягушек резвилась среди деревьев на опушке леса. Все было прекрасно и весело, пока две лягушки случайно не свалились в глубокую канаву. Скорее даже это была не канава, а яма с почти отвесными краями и глубиной, практически не оставлявшей упавшим шансов на спасение.
Подобравшись к краю ямы, казавшейся им настоящей пропастью, остальные лягушки кричали своим несчастным товарищам:
– Все, друзья, не тратьте сил понапрасну. Смиритесь со своей участью и... прощайте навсегда!
Два лягушонка все же упорно противились намерению похоронить их с такой легкостью. Цепляясь за стенки ямы, они пытались придвинуться хоть чуть-чуть повыше и прыгали, прыгали, прыгали вверх, но тотчас падали вниз.
– Не суетитесь – у вас нет шансов выбраться оттуда. Умрите достойно, подумайте о вечном, ведь ваши прыжки попросту смешны!
В конце концов после многих сотен прыжков одна из лягушек свалилась на дно бездыханной. Товарищ по несчастью посмотрел на распростертое на дне ямы тело и продолжил свои прыжки с удвоенной энергией.
– Приятель, это нелогично, – кричали прыгуну свесившиеся с края ямы лягушки.
– Сохрани силы на достойный уход из жизни!
...Прыжок, еще прыжок, и еще, и еще. Вдруг лягушонок, размахивая во все стороны лапками, взлетел над краем ямы и плюхнулся в траву. Его тотчас же окружили остальные лягушки. Они изумленно смотрели на чудом спасшегося товарища, некоторые терли глаза, не веря тому, что видят перед собой, другие же сразу занялись расспросами:
– Как тебе это удалось?
– Что-то невероятное! У тебя есть какая-то особая система? Ты обязан поделиться с нами своей методикой выживания!
– Ты что, не слышал, как мы кричали тебе, что нет шансов выскочить? Зачем же ты прыгал?
Спасшийся от верной смерти лягушонок смотрел на обступивших его товарищей и знаками отвечал им, что он... от рождения глухонемой. К сожалению, он не слышит, о чем ему так эмоционально рассказывают друзья, но он, безусловно, благодарен товарищам за заботу. Без той неоценимой поддержки, которую они оказали упавшему, с риском для жизни свешиваясь с края ямы и подбадривая его криками, он не нашел бы в себе сил преодолеть усталость и отчаяние. Ему так хотелось оправдать надежды товарищей, что он просто совершил невозможное!
 
Личный пример
Рассказывают, что однажды к Ганди пришла женщина с просьбой, чтобы он повлиял на ее сына: тот, несмотря на свой избыточный вес, без конца ест сахар.
– Приходите ко мне через полмесяца, уважаемая, – ответил Ганди.
  Женщина удивилась, но ушла домой, а через полмесяца появилась снова в доме у Ганди. Ганди посмотрел на ее сына и сказал:
– Мальчик, перестань есть сахар!
Мальчик поклонился и вышел из комнаты. Тогда мать повернулась к Ганди и спросила, зачем этому мудрому человеку потребовалось две недели, чтобы сделать такое несложное внушение ее сыну.
– Полмесяца назад я тоже любил поесть сахар, – ответил женщине Ганди.
 
Бабочка
В одном селении жил великий мудрец. Слава о его мудрости была так велика, что из разных стран стекались к нему люди за советом. Но был один человек, которому не давала покоя слава мудреца. Решил он доказать всем, что не так уж умен тот, кого почитают как мудрейшего из мудрых. Решил он придумать такой вопрос, ответ на который даже наш мудрец не мог бы найти.
Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:
– Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет: живая – я сомкну руки, и бабочка умрет. Ну а если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабочка вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.
Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:
– Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, – живая или мертвая?
Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:
– Все в твоих руках!