Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет / Регистрация

Если тебе трудно отвечать на уроке

Существуют два разных, хотя и связанных между собой вопроса. Первый: подготовка урока. Второй: умение отвечать в классе. Ты дома готовишься к урокам, знаешь уроки хорошо, а в классе тебе трудно отвечать? Умение хорошо отвечать на уроке – это весьма сложное дело.  Это умение складывается из трех основных частей:
 
1. Хорошая подготовка к урокам дома.  Каждый знает: если не подготовишь урок, если не позанимаешься дома, скорее всего, ответишь плохо.
 
2. Самая лучшая работа вашего мозга в момент ответа.  Сосредоточенность внимания при ответе. Очень часто ученик при ответе в классе использует одну треть или половину имеющихся знаний. Только потом, уже ответив, вспоминает: «Ах, ведь я мог сказать и то, и то, и это! Почему я этого не сказал?» Прежде всего, потому, что мозг ученика во время ответа работал не совсем хорошо. Это очень важно. У ученика не было внимания, сосредоточенного только на том предмете, по которому его спрашивал учитель. Ученика вызвали отвечать, а он разглядывает класс, смотрит в потолок, на подружек и друзей, на то, что происходит за окном... Согласись: такое поведение, конечно же, не помогает сосредоточиться.
   
Несколько практических советов:
  • Когда отвечаешь, старайся собрать все свое внимание только на вопросе, который тебе задал учитель. Думай только о предмете своего ответа. Не распыляй свое внимание на мысли о том, какую получишь оценку, что скажет учитель, что скажут подруги или друзья. Тебе нужно только одно: сказать все, что ты знаешь по теме заданного вопроса.
  • Не бойся получить плохую оценку, помни: страх парализует работу мозга. Он пагубно влияет на память, и ты не скажишь даже четвертой части того, что знаешь.
  • Если ты начинаешь слушать подсказки, твое сознание почти автоматически перестает работать самостоятельно. Слушание подсказок это результат обыкновенной трусости, неверия в собственные возможности. А когда не веришь себе, не можешь использовать даже тех знаний, которыми владеешь. Другими словами, слушание подсказок и их использование в большинстве случаев не приносят пользы.
 
Ты всегда ответишь лучше, если настроен на то, что будешь отвечать. Очень часто этот настрой бывает обратным. «А вдруг меня не вызовут? А вдруг мне удастся не отвечать?» Именно это и есть обратный настрой. Результат в большинстве случаев тоже обратный. Помни: так называемый психологический настрой, готовность «отвечать», а не «не отвечать» – это иногда половина успеха. Тогда ты не теряешь голову, что тебя неожиданно вызовут, в каждый момент ты готов ответить.
 
3. Практика. При ответах на уроках, так  же, как и в других делах, необходимо иметь... практику. Если ты хочешь хорошо, смело и свободно отвечать на уроках, не бояться использовать все имеющиеся знания, следует попрактиковаться в ответах. Каким образом?
   
Первый способ. Уча урок, повтори его вслух собственными словами (не из книги!). Один или два раза. Если нет возможности повторить его громко из-за того, что в одной комнате готовят уроки твои братья или сестры, повтори тихо, но выговаривая слова четко, так, чтобы ты сам их услышал!
   
Второй способ. Можно делать уроки вдвоем – с подругой или другом. При таком учении необходимо, если хочешь хорошо отвечать на уроке, поиграть в «учителя и ученика». Конечно, при такой игре можно посмеяться, пошутить, ставить фантастические оценки, но... ответы надо принимать серьезно. Потому что именно это – самое лучшее повторение урока, которое потом помогает при настоящем ответе в классе.
   
Третий способ. Если ты рассказываешь родителям, друзьям, знакомым о каком-нибудь интересном событии, старайся говорить красиво и выразительно. Это один из самых лучших способов получения практики для ответов на уроках.
   
Четвертый способ. Ежедневно по десять минут читай громко, медленно и выразительно несколько страниц из хорошей, интересной для тебя книги. Такое чтение обогатит твой словарь, ты будешь иметь «для употребления» большое количество слов, оборотов и будешь смелее и свободнее говорить. Чтение – даже тихое – это очень хороший метод освоения большого количества слов. Да, со словами тоже надо осваиваться! Потом это тебе очень пригодится при ответах в классе.
   
Дополнительный способ. Не избегай ответов на уроке. Это значит: не только будь настроен на ответ, но и стремись отвечать. Сначала, может быть, ответы твои будут немного «хромать», но потом... увидишь, какую получишь практику!
  
Можешь знать даже немного меньше, чем твой товарищ, а отвечать – лучше. Потому что очень много зависит от... умения отвечать.
 
Как стоять при ответе на уроке? Что делать с руками?
Попробуй немного понаблюдать за друзьями и подружками, когда они отвечают: один стоит скорченный, с несчастным выражением лица, как будто у него болит живот, другой раскачивается, с успехом изображая маятник от часов, третий огляды­вается по сторонам, как будто за ним следит инспектор, четвертая беспрерывно развязывает и завязывает бантик на косе или  ведет дикие схватки с карандашом, который держит в руке.
Как, на наш взгляд, следует держать себя при ответе:
Лучше стоять свободно и не оглядываться по сторонам, потому что это мешает сосредоточить внимание, которое очень важно при ответах.
Конечно, если ты хочешь, то можешь держать голову, печально опущенную вниз, но помни, что на слушающего тебя учителя производят очень плохое впечатление слова, которые бормочут под нос.
Убедитесь сам: если будешь стоять прямо, свободно, с головой, поднятой вверх, то сразу начнешь громко и свободно говорить. Твоя поза при ответе достаточно тесно связана с твоей манерой говорить. Естественно, и здесь бывают исключения.
Если ты совершенно не знаешь, что делать с руками, то держи в руках линейку, или тетрадь (закрытую), или книгу (закрытую), или мел, когда стоишь у доски. Это помогает. Только  не ломай тот предмет, который держишь.
Если тебя вызвали к доске, встань из-за парты быстро и спокойно, иди уверенным шагом. Такой шаг добавит тебе веры в собственные силы. А с верой в собственные силы ты обязательно сумеешь при ответе на сто процентов ис­пользовать свои знания. Конечно, если ты тренируешь разумное мышление.
 
Помни: даже самая большая, непоколебимая вера в собственные силы не поможет, если у тебя нет знаний.
 
Подготовлено по материалам:  Рудняньский, Я. Как учиться? : кн. для учащихся  / Я. Рудняньский; пер. с пол. – М. : Просвещение, 1992. – 192 с. : ил.