Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет 12+

Часто задаваемые вопросы о публичных выступлениях

Я боюсь выступать перед людьми. Что мне делать?
Безусловно, этот вопрос являются наиболее часто задаваемым. Назовем ли мы это боязнью выступать, волнением перед выходом на сцену, страхом перед аудиторией, стеснительностью или каким-то иным термином, суть этого чувства останется неизменной: страх или тревога, связанные с публичным выступлением. Важно осознать, что о волнении, связанным с выступлением, сообщает практически каждый и все мы можем научиться это волнение преодолевать. Не думайте, что ваш случай исключительный, из числа особо трудных. Многие люди, впоследствии ставшие известными публичными личностями, в начале своей деятельности испытывали панический страх и страдали застенчивостью. Так было с А. Линкольном, Наполеоном, музыкантами Дж. Моррисоном и Дж. Ленноном, актерами Л. Паваротти, К. Бессинджер и многими другими. В определенном смысле эта тревога выполняет положительную функцию: заставляет нас мобилизоваться, тщательно подготовиться к предстоящему испытанию, повышает чувство ответственности. Главное, чтобы волнение не парализовало ваших действий. Берите свои эмоции под контроль. Если вы хотите перестать бояться, начните выступать, начните говорить! И со временем волнение будет уходить.
 
Мне всегда сложно выходить к аудитории и начинать выступление. Я трясущимися руками перебираю заметки, извиняюсь. Как мне быть?
Общеизвестно, что трудно не сделать, а трудно начать. За несколько минут до выступления начинайте медленно и глубоко дышать. Если вы знаете, о чем намерены говорить, тогда глубоко вдохните и твердой походкой выходите к публике. Как бы ни билось ваше сердце, выходите уверенно, контролируя свою осанку. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак, не приводите в порядок прическу. Обо всем этом надо думать заранее. Сделайте небольшую паузу, чтобы овладеть вниманием людей, которые только что болтали с соседями или занимались своими делами. Улыбнитесь и поприветствуйте собравшихся. Не извиняйтесь в начале выступления: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь...», «Простите меня за то, что я вас задерживаю…», «Я не готовился к выступлению…». Это с самого начала портит впечатление о вас. Начиная свою речь, не смотрите вниз на ноги или на руки и тем более не заглядывайте сразу в свои заметки. Произносите вступление по памяти, а не читайте по записям. Это также позволит вам установить со слушателями контакт «глаза в глаза». Как бы часто вы ни выступали, всякий раз перед началом выступления вы можете волноваться, но это полностью проходит, как только вы начинаете говорить.
 
Как заинтересовать слушателей с самого начала?
Для того чтобы заинтересовать слушателей и овладеть их вниманием, можно начать выступление с интересного примера из жизни. «Помню странный случай…», «Недавно со мной произошло…» – все эти фразы содержат интригу, без которой речь так же пресна, как мясо без соли. Или – с рассказа о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Во вступлении вы можете использовать цитату, которая заставит слушателей задуматься над вашими словами, глубже осмыслить высказанное положение. Можете сослаться на книгу или газетный материал: «Недавно мне посчастливилось прочитать удивительную книгу…» Можно сделать комплимент собравшимся, сказать о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы (естественное выражение эмоций привлекает внимание, но здесь важно знать меру). Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к ним. Это позволит вам втянуть аудиторию в активную мыслительную деятельность. Ваши первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны; нужно, чтобы они зацепили внимание слушателей. Далее подчеркните актуальность темы, ее значение для данной аудитории. Возможно, кратко изложите обзор предстоящего выступления (его план). Это необходимо для того, чтобы слушатели поняли, почему им нужно слушать ваше выступление, что интересного или полезного они могут узнать.
 
Что делать, когда аудитория начинает отвлекаться, перестает слушать меня? Как вернуть ее внимание?
Как бы интересно ни было ваше выступление, внимание со временем притупляется, и аудитория перестает слушать. Доказано, что внимание аудитории трудно удержать более 45 минут. Нужно помнить, что человек может активно слушать в среднем 15–20 минут, после чего его внимание начинает ослабевать по психофизиологическим причинам. Если аудитория перестала вас слушать, попробуйте замолчать и мысленно сосчитать до 15. Вы не успеете досчитать, как на вас устремятся взоры слушателей. Задавайте им вопросы, в том числе и риторические, и сами на них отвечайте. Это очень удачный вопросно-ответный прием. Вопросы, которыми прерывается речь, всегда вносят определенную разрядку, обостряют внимание, заставляют аудиторию думать вместе с вами. Делайте «освежающие» отступления, которые звучат неожиданно и поэтому позволяют слушателям отдохнуть. Расскажите (разумеется, к месту) притчу, анекдот, приведите любопытный факт или пример, затрагивающий непосредственно интересы слушателей. Изменяйте звучание голоса во избежание потери внимания слушателей. В некоторых случаях вам поможет прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен и пригодится слушателям в дальнейшем (однако злоупотреблять им, конечно, не стоит). Привлекайте слушателей к какому-либо общему делу (попросите их сесть поближе, открыть окно), демонстрируйте (передавайте в зал) фотографии и буклеты, периодически обращайтесь к графикам, схемам, привлекая тем самым внимание слушателей к своему выступлению и разнообразя его. Вы можете совершить неожиданный жест, поступок (может быть, даже что-то уронить, переставить стул, позвенеть колокольчиком). В течение одного выступления вам не стоит пользоваться только лишь одним из приемов. Все приемы должны органически вписываться в ваше выступление и не только «пробуждать» слушателей, но и оживлять вашу речь.
 
Стремясь все сказать, я так увлекаюсь и в результате не укладываюсь в регламент. Мне приходится обрывать свою речь на полуслове, извиняться перед слушателями. Как красиво завершить выступление?
Вам необходимо научиться контролировать время своего выступления. Вы можете использовать и следующий прием: попросите одного или нескольких слушателей сказать вам, когда останется 5 минут до окончания времени, отведенного на выступление. Завершая свое выступление, выдержите небольшую паузу, сделайте краткие выводы. Не стоит многократно извиняться перед слушателями за то, что вы их задержали или что вы, вероятно, не сообщили им ничего нового и интересного. Ваши извинения перед аудиторией, неожиданное заявление типа «Ну, у меня все», «Пожалуй, это все, что я хотел сказать по данному вопросу», «По-моему, здесь можно поставить точку» – примеры неудачного окончания выступления. Подобные заключения гасят впечатление от всего выступления. Помните, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем не уложиться в отведенное время. А если у вас осталось время, можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит ваш контакт с аудиторией. И напоследок скажите слушателям что-нибудь хорошее, завершите свое выступление пожеланиями аудитории. Не забывайте в конце своей речи сказать: «Спасибо за внимание!» Слово «спасибо» подтверждает ваше уважение к людям.
 
Я боюсь вопросов после выступления. Что делать, если зададут вопрос, на который я не смогу ответить?
Любые вопросы свидетельствуют о том, что ваше выступление слушали. А это уже хорошо! Вопросы – это проявление интереса к вам и вашему выступлению, желание узнать больше. Это вовсе не желание поставить вас в глупое положение или показать ваше незнание. Весь секрет ответов на вопросы состоит в том, чтобы предвидеть их и быть к ним готовым! Подстрахуйтесь: продумайте возможные вопросы, попросите своих близких или коллег задать вам вопросы. Чтобы правильно реагировать на вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух, предварительно уточнив: «Вы хотите узнать…», «Если я вас правильно понял, вы спрашиваете о…?». Уяснив вопрос, не пытайтесь сообщить слушателям все, что вам известно по данному поводу. Нельзя превращать свой ответ в дополнительную лекцию. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким. На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!», «Как же вы не поняли!». На дополнительные вопросы, выходящие за рамки темы, отвечать желательно. По крайней мере, подскажите, где можно найти информацию. Не стесняйтесь честно признать, что не знаете ответа на трудный или неуместный вопрос. В этом случае скажите себе: «Я не волшебник – я только учусь». А спрашивающему ответьте: «Это будет являться предметом моего дальнейшего выступления», «Мне не встречалось в литературе ответа на этот вопрос», «Ваш вопрос меня заинтересовал – я постараюсь найти ответ на него». Запишите вопрос и скажите тому, кто его задал, что ответите ему через определенное время (например, в течение 24 часов). Все эти приемы честного признания, отсрочки имеют место в ораторской практике.
 
Что делать, если не открывается презентация, резко сокращают время для выступления или неверно произносят мою фамилию?
В ситуации технических неполадок при демонстрации презентации не теряйте хладнокровия. Объявите 5-минутный перерыв и выясните, сколько времени понадобится на то, чтобы привести все в порядок. Или продолжайте выступление, но не начинайте рассказывать анекдоты, не имеющие отношения к делу. Переходите к разделу, который не требует показа материалов, в надежде, что за это время будут устранены неполадки. Предложите публике задавать вопросы о том, что она уже слышала. В ситуации, когда говорят, что на выступление вам дается 5 минут вместо обещанных 20, не паникуйте и не выказывайте неудовольствия. Быстро перетасуйте свои записи. Включите вступление и заключение, выберите наиболее важные моменты и замечания по каждому из них. Чем больше вы выступаете, тем больше понимаете, что всегда что-то может произойти не так, как было запланировано. Возможно, ваше имя или название вашей организации произнесли неправильно либо указали неправильно вашу должность. Поправьте мягко и с юмором, чтобы никого не обидеть, но ни в коем случае не оставляйте этот вопрос открытым. Всегда сохраняйте самообладание и контроль над ситуацией, решая какую-либо проблему. Бесполезно демонстрировать гнев, сожаление или обвинять кого-то. Неожиданности надо принимать философски.
 
Как стоит выглядеть? Какую одежду следует надевать?
Ваша одежда – это не что иное, как информация о вас, только бессловесная. Эту информацию слушатель воспринимает мгновенно. Ваш внешний вид сообщает слушателям две важные вещи: что вы думаете о себе и что вы думаете о публике. Если вы облачены в поношенные брюки, не причесаны, то аудитория испытывает к вам не больше уважения, чем вы к самому себе. Ваша одежда должна быть уместна, т. е. соответствовать ситуации, не привлекать особого внимания слушателей, но отличаться некоторой торжественностью, что подчеркнет ваше уважение к аудитории и самому событию. Публика настороженно отнесется к вам, если вы предстанете перед ними в необычной одежде. Если вы эксцентричны в одежде, слушатели будут разглядывать ваше тело, наряд и драгоценности, а не вникать в то, что вы говорите. Бывает, что одежда воздействует не только на зрение, но и на слух. Некоторые выступающие, расхаживая по сцене, гремят, как грузовик с железным ломом (большое количество украшений-цепей производит шум). Социально-психологические исследования установили: когда люди прекрасно выглядят и хорошо одеты, им легче решать проблемы и добиваться успеха. Сознание того, что вы хорошо выглядите, придаст вам уверенности в собственных силах и повысит самооценку. Необходимо, чтобы вы сами чувствовали себя комфортно и получали удовольствие от своего внешнего облика.
 
Каждый ли человек способен к публичному выступлению или это природный талант?
Людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет. Умение выступать публично – это не дар, который судьба жалует отдельным исключительным людям. Это умение не передается по наследству, оно скорее достигается умелой тренировкой и практикой. Развить свои потенциальные способности при достаточном желании может любой человек. Знаменитый оратор Древнего Рима Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой: «Поэтами рождаются, ораторами делаются». Хорошим выступающим может стать только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. В подтверждение этому приведем исторический пример. Кто не знает имени знаменитого древнегреческого оратора Демосфена? Но, может быть, не все знают, что его выступления вначале не имели успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, народ смеялся над ним и, выражая свое недовольство, так кричал, что оратор не мог довести речь до конца. Он понимал, что нужна упорная работа над собой. Все мастерство Демосфена-оратора, вся его сила были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом.
 
Как овладеть навыками публичного выступления?
Единственный способ научиться выступать публично – это выступать публично! Тренируйте свое красноречие в жизненных ситуациях. Рассказывайте в кругу друзей и коллег интересные истории, делитесь своими впечатлениями о проведенном отдыхе, прошедшей встрече, прочитанной книге и т. д. Поздравляйте знакомых с праздниками, юбилеями, с новорожденными, выступайте на свадебных торжествах. Приковывайте к себе внимание людей как можно дольше. Чаще выступайте с докладами, презентациями в профессиональной среде. Можно посетить психологические тренинги. Например, тренинги личностного роста помогут вам внутренне раскрепоститься, преодолеть психологические барьеры, застенчивость, страх, приобрести уверенность в себе, развить навыки самопрезентации. На тренингах ораторского искусства вы получите практические умения и навыки выступления на публике.
 
Значит ли это, что после 3-дневного тренинга я смогу выступать публично очень эффектно – так же уверенно, как (имя публичной персоны)?
После 3-дневного тренинга вы, скорее всего, не сможете выступать так же хорошо, как ваш эталон уверенности. Представьте себе молодого парня, который решил начать посещать тренажерный зал с целью нарастить немного мышц. Он приобретает себе спортивные вещи, покупает абонемент и впервые приходит в спортзал. Вместе с инструктором по индивидуальной программе парень активно занимается и после первого занятия бежит к зеркалу и начинает сантиметром измерять свои бицепсы, пытаясь понять, насколько же те увеличились… И что же он видит? Конечно, заметных результатов можно добиться не раньше, чем через полгода, и то при условии систематических тренировок. Чтобы мышца смогла развиваться, она должна работать и работать! Любое умение подобно этой мышце: чтобы оно качественно развивалось, требуется работа – длительная и постоянная. А тренинг по публичному выступлению можно условно сравнить с этими тренировками. Тренинг дает положительные результаты при вашей активной работе. Если вы и в дальнейшем будете развивать навыки публичной речи, то сможете выступать эффективно и продуктивно.