Электронный паспорт
доступности
Версия для слабовидящих Личный кабинет 12+
Экология по-новому

Вопросы экологического просвещения в образовательном процессе современной школы освещаются недостаточно и носят, как правило, необязательный, факультативный характер. Недостаток знаний в области региональной экологии и природоохранной деятельности, возможно, восполнить на базе библиотек, проводя мероприятия для учащейся и студенческой молодежи, дополняя начальные знания, полученные в общеобразовательной школе.

Примером такой работы можно привести реализацию молодежного проекта «Экология по-новому» при финансовой поддержке Благотворительного фонда культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова), которую наша библиотека вела на протяжении 2015 года. Цель проекта – популяризация экологических знаний, формирование бережного отношения к окружающей среде и интереса к современным экологическим проблемам родного края, продвижение экологической литературы в молодежную среду. В программу проекта вошли мастер-классы, лекции, игры и экскурсия.
 
Открыл проект мастер-класс «Зеленая школа. Нескучная интерпретация» для молодых специалистов централизованных библиотечных систем Иркутской области.

Мастер-класс для них провели волонтеры образовательного центра Межрегиональной общественной организации «Большая Байкальская Тропа» по программе «Зеленая школа». Интересно и нестандартно участники мастер-класса познакомились с идеями интерпретации и неформального образования, узнали основные техники и методику работы образовательного центра, выполнили творческие задания, помогающие отработать эти техники. Мастер-класс состоял из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть прошла в виде ток-шоу «Зеленая школа». Участники, разбившись на три команды, активно обсудили основные принципы интерпретации и неформального образования, его отличительные черты от формального образования. Познакомились с основными методическими рекомендациями и техниками, которые можно использовать для проведения библиотечных экскурсий, презентаций, занятий, мастер-классов, семинаров, а также с  примерами удачных образовательных проектов. Во время проведения практической части командам участников предложили самим подготовить и провести презентацию для различных возрастных групп на тему «Уникальные особенности озера Байкал».

Присутствующие отметили, что внедрение методов интерпретации и неформального образования в библиотечный процесс будет в большей степени способствовать экологическому просвещению и образованию молодежи. Многие специалисты планируют использовать опыт, полученный на мастер-классе, в своей работе.
 
В завершении участники получили набор учебников и методических пособий в электронном виде, а также список полезных ссылок.

В ходе реализации были проведены две лекции. Лекция «Миры на Байкале. Уровень озера Байкал: формирование, измерение, колебания и ситуация в 2014-2015 г.» затронула наиболее обсуждаемую тему в нашем регионе о состоянии уровня воды в озере Байкале. Информации и мнений много, зачастую весьма противоречивых. Все это стало причиной повышенного внимания к лекции со стороны специалистов, студентов.

Ответили эту тему научные сотрудники Лимнологического института СО РАН – кандидат географических наук, Синюкович Валерий Николаевич и сотрудник лаборатории гидрологии и гидрофизики, член совета молодых ученых, Макаров Михаил Михайлович. Они рассказали о причинах сложной эколого-социально-экономической ситуации, которая сложилась зимой 2014-2015 гг. в Байкальском регионе, связанной с маловодьем на Байкале и падением его уровня, а так же об измерениях уровня озера на современных автоматизированных станциях. Большой интерес у присутствовавших вызвало выступление Михаила Макарова, который был участником нескольких погружений в батискафах МИР на дно Байкала, в рамках экспедиции «Миры на Байкале».

Лекция «О вторичной переработке сырья» началась с просмотра фильма о переработке ТБО в Иркутске, снятого по заказу администрации города. Далее перед студентами выступил Воронцов Максим, сотрудник ИРОО «Байкальская экологическая волна», рассказав о таких понятиях, как экологический след,  маркировки изделий, а так же методы переработки и использования вторсырья.

В продолжение темы проведена образовательная экологическая игра «Экологический след товара». Студенты познакомились с понятием «экологический след» и возможностями расчета экологического следа товара, на примере производства «яйца киндер-сюрприза» В ходе игры  участникам стало понятно, что «экологический след» – это то, насколько мы загрязняем планету, это степень потребления человеком ресурсов биосферы, которые не бесконечны.

Экологическую деятельность трудно представить без акций. Под девизом «Сдаем макулатуру – сохраняем лес!» прошла акция по сбору макулатуры. Установку контейнеров и вывоза макулатуры обеспечили Иркутское областное отделение «Всероссийского общества охраны природы», Администрация г. Иркутска, Управление экологии, Комитет городского обустройства, Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике. Одна из таких площадок была размещена у здания областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина. Участие в акции приняли жители г. Иркутска.

Сотрудники библиотеки с организованными группами молодежи приняли активное участие в акциях по посадке леса. В мае состоялась акция «Посади дерево Победы», посвященная 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На территории Клинического госпиталя ветеранов войн в рамках акции высажено 60 деревьев. В акции участвовали более 100 человек, среди них были ветераны и участники ВОВ, труженики тыла.

В рамках «Всероссийского дня посадки леса» в составе команды ВООП с учениками Станции юных натуралистов было высажено 80 тыс. саженцев на территории 2 га в лесополосе на 14 км по Александровскому тракту.
 
На протяжении всего проекта проводились мастер-классы «Эко-сумка», которые пользовались большой популярностью. Участникам мастер-класса был предоставлен расходный материал – это сумки, краски для ткани, карандаши и кисти, а так же примеры рисунков, которые можно перенести на сумки. Ребята получили возможность не только сделать что-то своими руками, но и наполнить работу смыслом. Изображения на сумках на тему живой природы и экологии многие дополнили слоганами экологического содержания.

Очередным этапом реализации проекта «Экология по новому», стала познавательная экскурсия на озеро Байкал для учащиеся санаторной школы – интерната № 12 г. Иркутска. По пути следования, гл. библиотекарь отдела естественно-научной литературы юношеской библиотеки – О.К. Елина дала исчерпывающую информацию о разнообразии природы Иркутской области, об особо охраняемых природных территориях, об истории исследования озера Байкал. Познакомила участников поездки с библиотечными молодежными проектами и книгами по байкальской тематике из фондов юношеской библиотеки.

Ребята узнали много интересного о животном и растительном мире Байкала, побывали в компьютерном классе, где наблюдали под микроскопами за живыми обитателями уникального озера, совершили виртуальное погружение на дно.

Завершила цикл мероприятий проекта «Экология по-новому» турнир по настольной деловой экологической игре Ecologic, разработанной выпускниками экологами СПбГУ. Провел игру Максим Воронцов, сотрудник Иркутской региональной общественной организации «Байкальская Экологическая Волна».

Участники турнира получили возможность не только и не столько полезно провести досуг, но выстроить тематический образовательный или бизнес-курс направленный на просвещение в сфере окружающей среды. Первое место заняла команда Иркутского художественного училища им. И.Л. Копылова. Так же в турнире участвовали команды школ №19, №63, и Байкальского техникума права и предпринимательства. Все участники получили памятные подарки с символикой проекта, а победители – в качестве призов туристическое снаряжение.
 
Всего в проекте приняли участие более 400 человек в том числе 18 воспитанников школы-интерната из разных населенных пунктов Иркутской области получили возможность побывать на Байкале и посетить Лимнологический музей. Школьники и студенты общались с экспертами из экологических и природоохранных организаций: «Большая Байкальская тропа» (ББТ), «Байкальская экологическая волна» (БЭВ), «Всероссийское общество охраны природы», ЛИН СО РАН. Ребята узнали о возможности стать волонтерами, которую предоставляют ББТ и БЭВ и новых проектах совета молодых ученых ЛИН СО РАН. В процессе неформального общения молодежи становится ясно, что у них массавозможностей самовыражения и реализации, просто о них нужно говорить. Проект также содействовал привлечению молодежи в библиотеки, организации их досуга и инициации интереса к библиотеке в целом, 20% присутствующих на мероприятиях стали читателями библиотеки.
 
Автор проекта Наталья Зуева